А ты подписался на нашу газету?
 

Пронзительный листопад

Автор: cmanager от 18-10-2018, 09:44
Пронзительный листопад16 октября в Русском драматическом театре состоялась премьера возобновленной «Луны и Листопада» по повести Мустая Карима «Помилование». Первый спектакль шел около шести лет, принеся Русдраме не только восхищение зрителей, но и победу на республиканском фестивале «Театральная весна-2009», и приз зрительских симпатий Дамиру Кротову - первому исполнителю роли Любомира Зуха. Он же завоевал награду «За лучшую мужскую роль» на Международном фестивале на Волге «Театральный круг».
Теперь Янтимер Байназаров - Михаил Веселов, Любомир Зух - Виталий Илюшкин, Мария Тереза - Дарья Толканева, капитан Казарин - Николай Рихтер, Леня Ласточкин - Вадим Магасумов. Дамир Кротов в спектакле тоже участвует, но в другой роли. А фойе театра переполнено школьниками, пришедшими воочию увидеть то, о чем им рассказывали на уроках внеклассного чтения. И до осознания того, что соблюдать устав и защищать родину отправились практически их сверстники (главным героям - по 19 лет) им, кажется, очень далеко.
По сути, на сцене проходит всего одна ночь - но этот шорох осенних листьев бередит души, не дает уснуть: он полон трепета перед тем, что должно свершиться утром. Перед нами разворачиваются воспоминания лейтенанта Байназарова - казалось бы, не имеющие отношения к этой истории, но дающие почувствовать, как война - когда еще далеко до первого боя - гнет человека под себя, формирует из него то, что нужно ей. (Хотя настоящего человека не сломает и она.)
… И ничего бы этого не случилось, если бы однажды вечером в деревне Подлипки перед мехбатальоном не обстрелянных не только фашистом, но и женскими глазами новобранцев не появилась она - Мария-Тереза. Помнит каждый читавший повесть в деталях - и как именно появилась, и все дальнейшее - а у постановщиков все получается как бы по-новому и неожиданно, свежо. И признаки современного прочтения, хоть и не очень заметные (да и не нужно этому произведению современное переворачивание с ног на голову) присутствуют. Не очень-то мне верится, что одна только совесть толкнула капитана Казарина (Николай Рихтер) сообщить о проступке Любомира Зуха вышестоящему начальству. Он и старшина Хомичук (Григорий Николаев), побывавшие уже не в одном бою, видевшие, как тысячами отдают советские юноши свои молодые жизни, не могли не видеть разницы между глупой ошибкой и преступным умыслом. Но в части есть еще и представитель всесильных «органов» - особист, который тоже может узнать обо всем и сообщить «куда надо»… «Нужна была жесткость, твердая рука, пора было... А чтобы победить, нужно быть беспощадным к врагу, но чтобы быть беспощадным к врагу, нужно быть безжалостным к себе. Родина благословит нас!» Тогда люди верили в это. Но затем каждый из героев своей судьбой как бы расскажет: Родина их деяния вовсе не благословляла, и на совести каждого остался незаживающий след. И праздничный стол, накрытый явно уже после Победы - образ, говорящий о многом: за ним мог бы стоять и Любомир, и его вклад ее бы хоть немного, но приблизил. И второй план - киноплан - дает спектаклю очень много. Благодаря этому подчеркнуто другому измерению мы видим, что солдат - инструмент войны - выковывается из разных людей с их собственным характером, воспоминаниями, надеждами - и что человек не может стать только инструментом. А если стал - плохо дело.
Все мы сегодня очень много знаем о той войне и ее ужасах. Но такой пронзительной драмы о ее жестоких законах не написал больше никто. Недаром театр возвращается к ней снова и снова.
- Что было для вас самым сложным? Конкуренция со стороны других составов, уже завоевавших симпатии публики, или что-то еще? - спросили мы исполнителя главной роли Виталия Илюшкина.
- Об этой конкуренции я думал пару дней, потом бросил. Самое сложное - изобразить эту юношескую наивность, которая отличает моего героя. Он ведь до последнего не верит в то, что приговор вынесен взаправду. Я сам не настолько открыт и сентиментален.
- Но ведь что-то режиссер в вас разглядел, раз дал эту роль…
- Не знаю. Может быть, темперамент? С ним у меня все в порядке. Артист даже может злоупотреблять этим: можно все пропускать через себя, а можно просто завестись и выехать на темпераменте. Педагоги отучали меня от этого.
- А как вжиться в роль новобранца 1942 года? Что ни говори, сегодня молодые люди совершенно другие.
- Я служил в армии. Естественно, это очень помогло: намного лучше представляешь многие вещи. Читал повесть, и не один раз. Кроме этого, посмотрел немало военных фильмов - не специально к спектаклю, вообще интересовался темой. Что и дало какую-то почву под ногами. Кроме того, у нас с коллегами складывается, как мне кажется, хороший ансамбль. С Дарьей Толканевой, которая играет Марию Терезу, мы четыре года вместе учились в Красноярском институте искусств - естественно, поэтому мне легко с ней работать. И старшие коллеги не вспоминают предыдущие составы наоборот - помогают, что-то подсказывают.
- Зал, с которым вам пришлось работать на премьере, чутким и настроенным на искусство не назовешь: школьники шумели, некоторые не могли расстаться со смартфонами…
- Да, было нелегко. Но во втором акте ситуация изменилась – нам все-таки удалось «взять» зал. Все-таки эта драма редко кого оставляет равнодушным. А может, молодое поколение увидело то, о чем ему не раз говорили: какое это было страшное, несправедливое время. Да, это так, но не только так. Иначе откуда в нем взяться таким порядочным, чистым людям, как Любомир, Мария-Тереза, лейтенант Байназаров?
…После оваций и поклонов толпа зрителей переходного возраста, производя как можно больше шума, устремляется в гардероб. Мальчишкам пацанский кодекс, наверное, вообще запрещает демонстрировать какие-то печальные эмоции, но среди девчонок попадаются некоторые с посерьезневшими лицами.
- Впечатления? В двух словах не скажешь, - говорит десятиклассница Марина Ласточкина. - Чувство ужасной досады из-за того, как все обернулось… ведь автор и режиссер играют со зрителем: заставляя до последнего верить: случиться может всякое. И в то же время ощущаешь зависть к героям: они пошли ради своей любви на такие отчаянные поступки… И кто скажет, что она не стоила того? Теперь такую любовь можно полжизни проискать!
Екатерина КЛИМОВИЧ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий