А ты подписался на нашу газету?
 

Хлебзавод в Черниковке

Автор: master от 10-09-2015, 19:35
Хлебзавод в Черниковке1 января 1935 года правительство отменило продажу хлеба по карточкам. В стране возник ажиотажный спрос, в магазинах выстраивались огромные очереди. При обеспеченности мукой предприятия пищевой отрасли не могли удовлетворить потребности населения в главном продукте питания. Жители Уфы, долгие годы ощущавшие его недостаток, спешили запастись им впрок.

Неподготовленность людей к переменам потребовала гарантий в непрерывно возрастающих поставках хлебопродуктов в торговую сеть за счет наращивания выпечки. В дореволюционной Уфе отрасль хлебопечения начиналась с устройства небольших, кустарных пекарен. В 1929-1930 годы осуществляли реконструкцию единственного тогда хлебозавода по ул. Пушкина. Оборудованному под изготовление ржаного хлеба ему поручалось выпекать основную долю продукции, поставляемой в торговую сеть. Ежедневно полагалось ее выпускать из расчета 580 граммов хлеба на одного жителя.

Правительство республики в условиях безлимитного обеспечения хлебопродуктами принимает решение об открытии новых производств. Такое решение в немалой степени диктовалось необходимостью вытеснить кустарные пекарни. В 1931 году был организован трест «Башхлебопечение», которому подчинили Уфимский хлебозавод, и несколько пекарен Башсоюза. В их числе оказалась и строящаяся при моторном заводе, спустя несколько лет превратилась в крупное, оснащенное современным оборудованием предприятие.

Городские власти поспешили переоборудовать и другие производства. На центральной улице города в 1936 году открылась фабрика хлебопечения, которая начала выпускать прежде не очень доступную уфимцам продукцию из пшеничной муки: булки, батоны, белый хлеб и в небольших количествах кондитерские изделия.

Однако эти поставки не гарантировали решения проблемы обеспечения жителей города, проживающих не только в его центре, но и на далеких окраинах. В середине 30-х годов в расположенном к северу от центра Черниковске потребность в хлебе лишь на 60% удовлетворялась промышленной выпечкой, остальные объемы продаж обеспечивали четыре небольшие пекарни. Здания, возведенные наскоро из каркасно-деревянных конструкций с насыпными стенами, быстро ветшали. И каждая проверка санитарных органов выявляла низкое качество изделий, нарушения требований гигиены.

В пригородном Затоне разрастался поселок, в котором проживали семьи рабочих судоремонтного завода. Небольшая пекарня очень скоро перестала справляться с выпечкой хлеба для пятитысячного населения. При свободной продаже хлеба возросла стоимость транспортировки продуктов в отдаленные окраины. В случае аварийной приостановки любой пекарни перебои в поставках хлеба могли заставить жителей Затона устремиться за покупками в центр, не считаясь с отсутствием переправ и внутригородского транспорта.

В феврале 1936 года Совнарком Башкирской АССР принимает постановление о строительстве в Черниковске нового завода, рассчитанного на выпуск 60 тонн продукции в сутки. Немаловажным условием выбора места была близость к магистрали железной дороги, что обеспечивало поставки необходимого сырья в требуемых объемах. В 1936 году в Черниковске проживало 50 тысяч человек. С запланированным ростом города спустя две пятилетки количество жителей на Северной окраине Уфы должно было вырасти в 2,5 раза.

Опыт эксплуатации больших заводов, расположенных внутри городской застройки, подтвердил, что при доставке готовой продукции в торговую сеть возникают дополнительные трудности. Поэтому решили строить несколько предприятий вместо одного большой мощности. Одно из них должно было расположиться на левом берегу Уфимки в Шакше. Также было предложено открыть завод в Глумилино. Спустя годы эта программа была реализована, за исключением территории Нижегородки, находившейся в зоне затопления паводковыми водами.

На два года задержалось начало строительства главного в Уфе объекта по хлебопечению в Сталинском районе. Решение приступить к строительству в 1936 году не было выполнено. Не выделялись бюджетные средства, хотя это скрывалось от широкой общественности. Поначалу московские инстанции предписали еще раз тщательно просчитать и представить на утверждение новый проект экономического обоснования строительства: документ этот на 80 страницах сохранился в архиве. Предписано было вновь приступить к геологическому изучению участка, закрепленного под строительство. Предприятие предстояло обустраивать на площади в 4,5 гектара у озера Волчок. В Московском наркомате посчитали, что дополнительное геологическое обоснование не помешает: территория застройки оказалась в зоне карстовой опасности.

Наркомат пищевой промышленности РСФСР обязал специалистов, которые работали в Башкирии, пересмотреть технический проект и генеральную смету прежде, чем ставить вопрос о финансировании.

Главным условием, ускорившим реализацию проекта, стало обязательство выстроить завод за счет привлечения средств шести предприятий, расположенных в Черниковке. Моторостроительный и Крекинг заводы обязались с разрешения своих отраслевых наркоматов выделить 80% требуемых средств. Покрыть остальные расходы местные власти потребовали от коллективов лесофанерного комбината, спичечной фабрики и небольшого завода «Дубитель». Без задержки из государственного бюджета обеспечена была поставка и монтаж оборудования. Хлебозавод №3, спроектированный на производство 60 тонн ржаного и пшеничного хлеба в сутки вступил в строй действующих предприятий в 1940 году.

Время пощадило это сооружение промышленной архитектуры. Мы не знаем имен архитекторов, однако, имеем исчерпывающее представление об эпохе, когда это предприятие строилось. Для возведения в Уфе был принят типовой проект, разработанный коллективом авторов. Творческие усилия архитекторов получили воплощение в энтузиазме и профессиональной устремленности, которая вливалась в поток перемен, охвативших огромную страну.

Здание завода три четверти века не подверглось ощутимым переменам. Огромное пространство двора позволило не пристраивать к нему новые объекты. Все появившиеся на территории предприятия сооружения не заслонили главного и единственного производственного корпуса, поддержав эстетику времени, в которое был выстроен. И в наши дни здесь присутствуют строгость эпохи и достигнутая архитекторами атмосфера восприятия ритма напряженного труда.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий