А ты подписался на нашу газету?
 

«Каждая улица Берлина была рубежом»

Автор: cmanager от 5-10-2021, 08:40

«Каждая улица Берлина была рубежом»В Калининском районе акция «Зеленая Башкирия» прошла в микрорайоне Шакше. Сквер памяти на улице Зеленой расширился и пополнился новыми елочками. Дорожка между ними ведет к грозной машине - танку Т-800. Сквер и памятник созданы в честь всех ветеранов района. А сам танк своей массивностью и мощной пушкой напоминает ИС-2, на котором воевал житель Шакши Григорий Девятых.

Когда началась война, ему было 16 лет. Старшего брата, Виктора, призвали в армию еще до начала Великой Отечественной, следующий брат - Игнат - отправился воевать с врагом в 1942-м. Обоим не суждено было вернуться домой. До 1943 года Григорий трудился на Ижевском машиностроительном заводе (ныне - концерн «Калашников»), а в июне настал и его черед. После 4 месяцев учебы он оказался в составе 445-го стрелкового полка, который в октябре отправился на фронт - туда, где Красная армия перешла Днепр, взяла Киев, Кировоград, Кривой Рог и развивала наступление на Кишинев. 28 февраля 1944-го Григорий получил тяжелое осколочное ранение (осколки в бедре остались до сих пор) и пять месяцев провел в госпиталях.

Затем его вновь направили на учебу - на сей раз в 30-й учебный танковый полк в Челябинской области. Самый тяжелый советский танк Великой Отечественной ИС-2 поступил на вооружение в сентябре 1943-го. Дальность стрельбы ИС-2 прямой наводкой составляла полтора километра, навесные огнем - до трех. В ноябре 44-го полк получил танки на знаменитом Челябинском заводе и был направлен на 1-й Белорусский фронт, воевавший тогда в Польше.

- А перед этим наш 89-й отдельный полк прорыва был направлен на расширение плацдарма, захваченного на правом берегу Одера. В ходе одного боя наш танк подбили: снаряд оторвал люк и пробил противооткатное устройство пушки, и она вышла из строя. Тогда мы стали подвозить снаряды товарищам.

Но еще до этого танку нашего героя удалось отличиться. Вот строки из наградного листа: «В боях по расширению плацдарма на западном берегу реки Одер, будучи командиром орудия, товарищ Девятых показал себя смелым и решительным. В составе танкового экипажа уничтожил один танк типа «Тигр», 2 орудия и до 40 гитлеровцев. Достоин награждения орденом Красной Звезды».

16 апреля за 2 часа да рассвета началась мощная 25-минутная артподготовка. Затем на участках прорыва включились 143 зенитных прожектора, которые перебили обзор немецким приборам ночного видения и освещали дорогу нашим войскам.

«Овладеть столицей Германии городом Берлин» - так формулировалась задача 1-го Белорусского фронта под командованием Георгия Жукова.

- Я был в составе группы из 60 «ИС-2», усиленной «тридцатьчетверками» и продвигавшейся к Берлину от Кюстрина (теперь это польский Костшин), - рассказывает Григорий Михайлович. - Мы принимали участие в штурме Зееловских высот, которые немецкое командование планировало удержать во что бы то ни стало. Оборона была мощной. На каждом перекрестке были вкопаны танки или стояли артиллерийские орудия. На каждой улице - огневые точки, окна превращены в амбразуры, в каждом подвале, этаже - «фаустники», и чем дальше, тем ожесточенней становилось сопротивление. Мы продвигались по улицам «елочкой»: один танк по левой стороне, другой по правой чтобы защищать друг друга.

25 апреля кольцо вокруг Берлина замкнулось, однако на безоговорочную капитуляцию новое немецкое правительство согласилось только 2 мая - когда был захвачен Рейхстаг.

Уже 10 мая нашу часть отвели обратно в городок севернее Берлина - Эберсвальде. Победу отпраздновали так: в столовой нам выдали «усиленный» обед: борщ, на второе - пельмени, беляши, что-то сладкое к чаю и победные 100 грамм. Все наши бойцы, которые были в Берлине, стремились оставить свою подпись на Рейхстаге, так что в конце концов там уже не осталось места. Мы съездили туда уже потом. А к нашим полевым кухням выстраивались очереди из годных немецких детей…

Из тех, кто родился раньше 1925 года, многих демобилизовали, а я служил в Эберсвальде еще 5 лет: в отношениях с союзниками возрастала напряженность. Жили мы в казарме, где до этого располагались немецкие части.

После демобилизации я вернулся в свою родную Удмуртию - в село Рябово, стал заботиться об отце. Поскольку специальности у меня не было, пришел на местную МТС, и меня направили в школу механизации. Два года проработал трактористом, комбайнером. К тому времени успел жениться. Перед прибытием домой заехал к другу в Чишминский район, там и познакомился со своей Надеждой Григорьевной. И вот, когда Леонид вернулся домой и за отцом было кому приглядеть, супруга настояла на переезде в Башкирию.

Сначала я устроился в военизированную пожарную команду завода Резиновых технических изделий - снабженцем. Случалось и на пожары выезжать. А потом вышло постановление ЦК: всех специалистов в области сельского хозяйства направлять в село. Как раз здесь, рядом с Шакшой, располагалась машинно-тракторная станция, а также колхоз «Юрмаш». Я согласился переехать, если дадут жилье. Тогда здесь стояли дома, раскулаченных и нам выделили квартиру в одном из них. А потом выделили землю под строительство. И мы построили свой дом. Прожили в нем лет 20, а потом, уже на пенсии, получил квартиру в многоэтажке. На месте наших домов теперь расположился детсад…

Из окна квартиры открывается живописный вид на Касимовское озеро, куда прилетают не только утки, но и лебеди. Григорий Михайлович любит здесь прогуляться. У них с Надеждой родился сын и две дочери, сегодня их радуют четверо внуков, трое правнуков. И сам участник битвы за Берлин выглядит на удивление бодро. Видно, тому, кто прошел фронтовую дорогу до конца, все остальные даются легко.

 

Екатерина КЛИМОВИЧ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий