А ты подписался на нашу газету?
 

Дневник поэта

Автор: cmanager от 29-04-2021, 08:48

Дневник поэтаВо дворе неприметного двухэтажного дома - разгар осени. Ветер рвет пальто Рами Гарипова, подталкивает к облупившейся двери подъезда маленького сына и жену, швыряет горстями листья под ноги друзей, которые помогают поэту с переездом на чердак, так как на приличное жилье в семье уже не хватает денег…
Эту картину мы можем увидеть сквозь глазок видеокамеры и на режиссерском мониторе. А на съемочной площадке, которая сегодня развернулась на улице Чернышевского, раз за разом стучит кинематографическая хлопушка, дымит глицерин, создавая атмосферную дымку, гудит громадный сценический вентилятор и помощники бросают на струю воздуха палую листву горстями, добиваясь нужного эффекта. Здесь снимают первый народный фильм «Дневник поэта».
- Народным его назвали не случайно: на подготовку к съёмкам и кинопробы средства собирали всем миром. Особенно помогли гариповцы – выпускники и учащиеся Башкирской республиканской гимназии-интерната №1, которая носит имя поэта, - рассказывает главный режиссер фильма Булат Юсупов. – Задача фильма не только отобразить биографию поэта, но раскрыть всю мощь человека и времени. Он впитал и ярко развернул в творчестве все идеи 30-50-х годов, периоды ХХ съезда и «оттепели». Первый башкир, поступивший в Литинститут, он переводил на родной язык Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма. Я снимаю про человека, который понимал, что без сохранения культурного наследия нет будущего, и пронес это знание через все тяготы жизни, потери и давление властей.
Фильм получил государственную поддержку, хотя и не покрывающую весь бюджет: для съемок требуется не менее 23 млн рублей, получено только 16. Продюсер Леонид Филинов может назвать стоимость каждой сцены до копейки и знает, как парировать упреки в слишком дорогих съемках:
- Это самый масштабный исторический фильм, который когда-либо снимался в Башкирии, такие картины редко стоят меньше 90 млн. Даже по сравнению с «Первой Республикой» такой проработки достоверности времени не было никогда. Очень большую работу делаем своими силами. Часть работы с компьютерной графикой возьму на себя. Стройматериалами помогает завод «Кроношпан», а АО «БПО Прогресс» предоставил площади для съемок в помещении.
Критики тоже немало: особое возмущение вызвали съемки зимних сцен. Зачем снимать снег в апреле, а не в феврале? Но есть ряд нюансов. Во-первых, выдерживать низкие температуры по несколько часов подряд пришлось бы не только артистам, но и всей команде. Да и на картине это отразилось бы существенно: попробуйте найти в городе чистый, не испещрённый следами колес и пешеходов сугроб! Поэтому в историческом центре Уфы, на улице Коммунистической, рукотворные заносы возникли за одну ночь: квартал застелили тонким синтепоном, собрали сугробы, припорошили воссозданные вывески и антикварный автомобиль. Буран, бушующий во времена написания «Дневников», создавали с помощью целлюлозы. Кстати, килограмм целлюлозы стоит 150 рублей. На первых съемках улетело 100 кг, а для последующих понадобится в два раза больше.
Многие знают, что Гарипов был летчиком – летал на У-2. Старинные самолеты в Башкирии не сохранились, поэтому для съемок уже сейчас строится макет в натуральную величину. Пусть он не будет летать, но зрители не почувствуют разницы благодаря современным технологиям.
Это один из редких случаев, когда художникам не удалось найти нужный реквизит. Книги, половички, поварешки и тазики – все, что составляет быт, художник по реквизиту Анастасия Андреева собирает буквально с миру по нитке. Вещи давно почивших бабушек и дедушек обретают в картине вторую жизнь, стряхивается пыль с музейных экспонатов. Что-то приходится покупать, например, старинные телефоны и пишущие машины (да, правильно их называть именно так, не прибавляя уменьшительно-ласкательных суффиксов!). Музей Почты предоставил настоящий граммофон в рабочем состоянии, а пластинки обнаружились у родственников одного из сотрудников. Так что можно наслаждаться могучим басом Александра Виноградова, который выводит «Темная ночь, только пули свистят по степи…». Некоторые «трофеи» нашлись на барахолках и развалах коллекционеров, например, оригинальные значки ВЛКСМ и Литинститута, в точности такие же, какие были у Рами на одной из фотографий.
Бывало и такое, что желанный предмет оставался недоступен. Например, лампы с пузатым белым стеклом стали настоящей редкостью: хрупкие абажуры не выдерживали налета времени. Их можно увидеть в Национальном музее, вот только забрать не удалось. Зато из Малояза неравнодушные люди передали раритетные бакелитовые лампы: подобные часто мелькают в фильмах про НКВД, а теперь появятся и в «Дневнике поэта».
Реквизит должен иметь смысловую нагрузку, уверена художник -постановщик Айгуль Байрамгулова. Локации порой приходится искать не один день и не всегда удается найти подходящий объект в центре города. Сельские сцены снимались в глухой деревне, которую осматривали зимой. А весной, при съемках, не смогли подобраться к стратегически важным сараям из-за непролазной распутицы. Здесь, кстати, долго будут поминать киношников: чтобы смонтировать аутентичные уличные светильники, деревню пришлось обесточить. Вот только обратно электричество не вернули – выяснилось, что поселок был подключен незаконно…
Образ героев картины был бы немыслим без кропотливой работы художника по костюмам Алии Байрангуловой. Много одежды передали в дар, но кое-что приходилось шить по старинным лекалам. На обувь же объявили настоящую охоту. Алия гордится уникальными галошами для туфель, которые украшают ножки главной героини – в изящных резиновых ботиночках предусматривается выемка для каблучка.
Иногда образ приходится менять прямо на ходу, и здесь незаменима работа костюмера Альбины Жерлицыной. Подшить, подогнать по фигуре, заштопать потертость, поправить петли – все это приходится делать буквально во время съемок. А ведь впереди ожидается съемка масштабной сцены, в которой будет участвовать более ста человек!
В массовке может участвовать почти любой, а вот подбор актеров на основные роли – ответственная и масштабная работа, в которой, как и везде, есть место для чуда. Кастинг- директор Катрина Душанбаева рассказывает, что актриса Олеся Шибко, исполняющая роль Нади, жены Гарипова, на момент первого просмотра в 2019 году была беременна, ей отказали, несмотря на очень подходящий типаж и образ. Зато к съемкам в 2021-м ситуация разрешилась самым благоприятным образом: десятимесячный малыш Олеси сыграл младшую дочь Гариповых.
- Моя героиня – воплощение настоящей любви, которая побеждает все трудности. В фильме рассказывается о личностях, которые, несмотря на все тяготы жизни, сохранили семейные ценности, ответственность за близких, все то, что в современном обществе, к сожалению, мало ценится, - рассказывает Олеся.
Есть у команды и свой «талисман» - 23-летняя Айша Тимергайзина, внучка Рами Гарипова, пришедшая на съемочную площадку как наблюдатель, быстро влилась в команду. Дает старт каждому дублю, отбивая кинематографической хлопушкой сигнал к началу съемки. Все знают такую примету – как хлопнет, так и снимем. Так что с легкой руки Айши фильм идет без проволочек.
Когда же мы увидим «Дневник поэта» на экране? Закончить съемки планируется в конце 2022 года, но премьерный показ состоится на кинофестивале в Каннах или Берлине. К сожалению, таковы правила: если кинолента претендует на престижную премию, ее нельзя демонстрировать раньше.
Юлия ПАХОМОВА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий