А ты подписался на нашу газету?
 
» » По инновациям надо догонять
Наш на все 100

По инновациям надо догонять

Автор: cmanager от 30-05-2019, 09:17
По инновациям надо догонятьК началу революции 1917 года в Уфе проживало около 100 тысяч человек. Это был центр торговли с зачатками промышленности. Электричеством освещалось четыре дома, горожане владели девятью автомобилями.
Какой путь прошла республика за 100 лет и как нам развиваться сегодня? Многоаспектный вопрос был рассмотрен на XI Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России», прошедшей в Институте социально-экономических исследований УФИЦ РАН.

Семьдесят лет спустя
Об этапах развития промышленности республики и его сегодняшних итогах рассказал профессор, зав. сектором экономики и управления развитием территорий Института Ринат Гатауллин:
- Этап предвоенной индустриализации как-то обычно остается в тени, а между тем он сыграл очень большую роль в дальнейшем развитии республики. Валовой продукт с 1913 по 1940 год увеличился в 10 раз; уже в 1940 году вновь созданная отрасль – нефтедобыча - давала пятую часть продукции всей крупной промышленности; появились нефтехимия, машиностроение, были сооружены крупные электростанции. К промышленным Уфе, Стерлитамаку, Белорецку, Баймаку присоединились Салаватский район как центр добычи бокситов, Альшеевский район со своими угольными шахтами, Мелеузовский, Сибай.
В годы войны в республику были эвакуированы 278 200 человек и более 100 предприятий, в том числе машиностроения, электротехнической, химической, пищевой и легкой промышленности. Заводы обычно размещали там, где уже имелось похожее производство, хотя бы небольшое. Открытый в 1937 году Уфимский нефтеперерабатывающий получил оборудование из Грозного и Краснодара. В Туймазах появляется газоперерабатывающий. Благовещенский завод одновременно с выпуском оружия становится центром нефтяного машиностроения. В Стерлитамак и Белорецк были перевезены станкостроительные цеха из Одессы и Клина. В 1943 году заработал «Химпром». Количество предприятий только в Уфе в 1940 году равнялось 79, в 1945-м - 122, объем валовой продукции промышленности в 1940-м вырос на 100 %, в 1943-м - на 440 %. В 1941 году в Стерлитамаке началось строительство Содового завода.
Каждый второй литр горючего был вкладом в войну нашей республики, каждый третий двигатель был тоже уфимским. А кроме того, было производство пороха, артиллерийских орудий и многого другого.
Затем начался этап послевоенной индустриализации, сыгравший самую значительную роль в формировании экономического пространства РБ. Например, в 1948 году основан «Салаватнефтеоргсинтез» (сегодня - «Газпром нефтехим Салават»), ставший к середине 1970-х крупнейшим нефтехимическим комплексом в стране.
К 1990 году Башкирия подошла как один из самых индустриально развитых регионов. Она занимала 3-4 место в стране по сельхозпроизводству и 5-е по промышленной продукции, находилась в первой десятке регионов по капитальному строительству. Однако военная и послевоенная индустриализация создали значительные диспропорции между экономической и социальной сферами. По социальным показателям наша республика оказалась на одном из последних мест: по объему продаж товаров и услуг на душу населения - 70-я среди 73 регионов, по здравоохранению и образованию - на 55-м месте.
То есть была очень большая «вилка» между экономическим и социальным развитием, и сегодня все это тоже сказывается. К тому же основные наши отрасли возникли не на основе рыночных принципов, и когда мы перешли на них - не все выдержали конкуренцию, многие закрылись. Хотя все же до 1995 года правительству удавалось как-то сохранять контроль над ситуацией - и республика вышла на средние позиции: например, по доходам на душу населения она занимала в РФ 26-е место.
Еще одна насущная проблема - отношение к науке. Число научных организаций сокращается. Количество патентов может увеличиваться, но за счет мелких: крупные внедрения требуют больших затрат, на которые никто не торопится идти. А применение принципиально новых технологий составляет где-то один процент.
Если провести SWOT-анализ инновационной деятельности, то наши сильные стороны - наличие научно-инновационного потенциала, достаточно мощных фундаментальных научных институтов и крупных предприятий, нуждающихся в инновациях. С другой стороны, наблюдается неразвитость инфраструктуры инноваций, недостаточность финансовых ресурсов на внедрение, невысокая заинтересованность предприятий сотрудничать с наукой. Возможностью остается создание эффективного инновационного комплекса, стимулирование спроса, превращение республики в посредника в инновационных потоках в сторону Центральной Азии. Среди угроз - риски хронического отставания в данной сфере от других регионов, деградация материально-технической базы производства, утеря конкурентоспособности вузов и научных учреждений.
Разные ресурсы

О том, к каким практическим результатам приводят научные конференции, и в целом о деятельности Института социально-экономических исследований рассказал его руководитель Дамир Гайнанов:
- Во-первых, конференция – обмен мнениями, что считается апробацией научной работы. По ее итогам издаются сборники, и, если на приведенные данные, выводы, выдвинутые идеи есть ссылки, если они находят признание, это первый результат. Во-вторых, в них обычно принимают участие представители соответствующих департаментов правительства. На этой конференции выступил руководитель регионального проектного офиса аппарата правительства РБ Айдар Батыргареев, рассказав о том, как, в соответствии с национальными проектами, работа регионального правительства переводится в более эффективный проектный формат. А бывает и так, что в своих выступлениях они ставят нам новые задачи.
Кроме ведения фундаментальных исследований, важным видом нашей практической деятельности является экспертно-аналитическая. Мы проводим экспертизу закона о бюджете, экспертизу экономического прогноза и даем свои рекомендации органам государственной власти. А также предоставляем докладные записки и аналитические материалы в министерства и ведомства республики, Российской Федерации по актуальным проблемам социально-экономического развития.
Например, одна из крупных аналитических записок была посвящена изменениям в территориальном распределении населения. В республике происходит исчезновение ряда населенных пунктов, потеря трудоспособного сельского населения. Но если процессы урбанизации со стягиванием населения в столицы - Челябинск, Екатеринбург, Оренбург - идут во всех соседних регионах, то у нас происходит концентрация населения не только вокруг Уфы – есть еще Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский, Нефтекамск. Сейчас столица республики уже перестала привлекать новые людские ресурсы: здесь слишком дорого жить. Зато население Иглинского района увеличилось за 10 лет на 40 %. И если мы обеспечим транспортную доступность, то возрастет внутрирегиональная трудовая мобильность. Мобильность - тренд развития всего мира: живут в одном месте, работают в другом. И это приведет к росту конкуренции и увеличению производительности труда.
Одно из больших достижений института в прошлом году - разработка сводного плана инвестиционного проекта «Развитие туристско-рекреационного кластера «Бурзянский» для включения в план мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 гг.)». В результате, с 2021 по 2024 год в республику будут поступать средства федерального бюджета в размере около 900 млн рублей, из республиканского бюджета - около 100 млн рублей.
В кластер «Бурзянский» входят территории Бурзянского, Кугарчинского, Куюргазинского и Стерлитамакского районов. Он будет развиваться на условиях софинансирования: на каждый рубль бюджетных инвестиций привлекут не менее 2,2 рубля частных. За счет этих средств строится туристская инфраструктура – отели, гостиницы, рестораны, за счет федеральных денег - инженерная и транспортная, республика вкладывается в разработку проектно-сметной документации.
Вопросы территориального развития - одни из самых серьезных, которыми мы занимаемся. Только за последние два года созданы стратегии социально-экономического развития Уфы, Октябрьского, Салавата, Мелеузовского района. Несколькими годами ранее разработали субрегиональные программы развития северо-востока республики и Зауралья. Тогда работа в муниципалитетах активизировалась: выдвигались предложения по реализации этих программ, а не просто осваивались субсидии.
Вообще стратегия развития страны должна разбиваться на стратегии развития регионов, дальше - субрегионов и муниципалитетов. Заставить ее работать на данных уровнях - это и есть концентрация политической воли. Сейчас руководство республики акцентирует внимание на персональной ответственности. И это правильно: на самом деле все зависит от главы района, города, от его усилий, а не только ресурсов, которыми он располагает.

Екатерина КЛИМОВИЧ.

Фото Риты Ишниязовой.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий