А ты подписался на нашу газету?
 
» » Красота ретроспективного стиля

Красота ретроспективного стиля

Автор: nabludatel от 23-07-2015, 20:37
Красота ретроспективного стиляВ застройке исторических кварталов Уфы, когда дома, строившиеся в разные эпохи, соседствуют друг с другом, по-особому притягательными становятся сооружения, оказавшиеся в доминирующем положении по стилистике исполнения и неординарной выразительности. Таким сооружением воспринимается семиэтажный пристрой к дому по улице Ленина, 58, возведенному в послевоенном десятилетии для работников агрегатного производственного объединения.

Время заставляет менять правила застройки. В конце 90-х годов после разборки пришедшего в ветхость деревянного дома на «красной линии» улицы высвободилась площадка. К ней примыкали капитальные здания Молодежного театра и выполненный в кирпиче трехэтажный дом в стиле эклектики. А угловую территорию на пересечении улиц Ленина и Достоевского занял коммерческий банк.

Заполнить образовавшуюся лакуну необходимо было без промедлений. Объявили конкурс на проектирование многоэтажного жилого дома по высоте не уступавшего расположенному рядом многоквартирному. Сроки предоставления проектов установили жесткие. Перед архитекторами стояла задача: выстроить жилой дом, который не должен нарушить сложившийся колорит застройки квартала. Требовалось подчеркнуть историзм и эстетическую гармонию ставших привычными в восприятии ранее возведенных домов. Комиссия, которая рассмотрела представленные проекты, постановила принять работу молодого архитектора института «Башкиргражданпроект» Т.В. Гареевой. В своем заключении специалисты отметили рациональную, неординарную, эстетическую трактовку семиэтажного здания, в котором использованы традиции стиля модерн, к сожалению, на долгие годы вытесненного из практики строительства. Его стилистические приемы были вытеснены из практики зодчества. С началом Первой мировой войны начали рушиться не только эстетические ценности, под вопросом оказалось существование целых государств.

Когда модерн заявил о себе в застройке городов России, один из наблюдательных современников определил его социальную сущность, назвав стилем купеческих особняков. В волжских городах – Ярославле, Казани, Самаре – и в наши дни в глаза бросается неординарная эстетика и добротность в исполнении жилых зданий и промышленных сооружений, выполненных в стиле модерн. В молчаливом состязании с конкурентами купечество стремилось расположить на выигрышных участках свои броские по отделке дома и здания контор. Славятся своими сооружениями обе столицы – Москва и Петербург. Многие национализированные после революции особняки богатых владельцев были использованы для размещения посольств. И в наши дни дипломатические миссии многих государств бережно сохраняют эстетическую красоту и конструктивные особенности зданий, предоставленных в их распоряжение.

В предреволюционной Уфе, как небольшом городе, стиль модерн отмечен немногими постройками. Самый изящный по архитектурному решению – дом купца Кастерина на перекрестке улиц К. Маркса и Пушкина (ныне его занимает Башкирская таможня). Можно отметить еще несколько зданий – гостиница «Астория», гарнизонный госпиталь, левое крыло Национального музея РБ (бывшее здание Крестьянского поземельного банка).

Модерн утвердил небывалые в прошлом принципы стилевой трактовки сооружений в синтезе искусств. Многогранность возможностей его эстетики предопределили включение элементов широкого спектра декоративных искусств: художественной лепки, кованых решеток, декоративного стекла для изготовления витражей.

Эти особенности несколько позабытого стиля использовала при проектировании архитектор Т.В. Гареева.

- Здание предстояло возводить в окружении исторической застройки, - рассказывает она. – Требовалось к тому же выдержать условия его решения в качестве пристроя к соседней многоэтажке. Площадь застройки была минимальной – 349 кв. метров. Подчеркнуть индивидуальность сооружения оказалось возможным выбором архитектурного стиля. Не контрастно противопоставить здание особенностям расположенного по «красной линии» ранее возведенной застройки, а органично вписать экспрессию и нетрадиционность решения нового объекта, применив опробированные в практике мастеров модерна конструктивные и декоративные приемы.

Т.В. Гареева ежедневно стремилась посетить объект. Поначалу рабочие воспринимали ее появление как недоверие, как дополнительный контроль. Однако день за днем, беседуя и советуясь со строителями, архитектор убедила их воспринимать сложность ответственной работы и что этот объект приумножит их квалификацию. После завершения стройки расставались с чувством взаимного уважения.

Нельзя не согласиться с размышлениями зодчего, высказанными в пояснительной записке, - обязательном документе при разработке проекта. Пояснительную записку отличает искренняя убежденность архитектора, что идея объемно-пространственной композиции улицы Ленина заключается в создании пластической выразительности и разнообразия культурно-бытовых, административных, учебных, торговых зданий, появившихся в наши дни бизнес-площадок. В этом - очарование и неповторимость центральной улицы Уфы и «ключ» к ее дальнейшему развитию. Для кварталов, образующих улицу, характерны плотно застроенные территории, ячеистая структура дворов, сквозные внеуличные коммуникационные связи. Башни, гребни крыш словно отделяются от зданий, образуя самостоятельную композицию.

Обращают на себя внимание массивные пилоны. Они оправданы и органичны, ибо фасад решен не в плоскостном варианте, а поворачивается перед зрителем в плавном перетекании овального объема. Основные элементы пластически мощной композиции здания сформированы сложными функциональными элементами – разнообразными проемами окон, балконов, эркеров, мансард. Размещенное на «пятачке» здание выстроено устремленным вверх: два фланкирующих башенных объема по сторонам главного фасада усиливают такое восприятие.

Над куполом правой башни был запроектирован шпиль, который по соображениям функциональной ненадобности и, по-видимому, по причине дороговизны был исключен, хотя в рабочих чертежах он выглядел уместно и выразительно, подтверждая высотную ориентированность всего здания. Отсутствие углов от первого до верхнего этажей позволяет принять утраченную замкнутость многоэтажной поверхности дома.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий