А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

Бегом по Вселенной торговли и развлечений

Автор: gines от 26-10-2016, 21:27
Бегом по Вселенной торговли и развлечений- Для нас Гостинка – неизменное место встречи, - считают Даниил и Наталья. – Она как раз очень удобно расположилась неподалеку от наших вузов - УГАТУ и БГУ. Как только возникает окно в наших парах, мы приходим сюда перекусить, поделиться новостями. Что здесь нравится? Возможность побыть вдвоем, отвлечься от учебных будней. Надо сказать, после реконструкции она стала душевнее, появились довольно необычные магазины. Например, магазин комиксов, или контактный зоопарк...
Сегодня в Уфе насчитывается более сотни современных торговых центров, и в это уже сложно поверить, но всего лишь лет тридцать назад в нашем городе на такую роль мог претендовать лишь ТЦ «Башкирия». Прекрасно помню, как сразу же после открытия горожане стремились посетить его хотя бы только для того, чтобы прокатиться на первом в нашем городе эскалаторе. Нельзя не признать, что индустрия развлечений с той поры стала более разнообразной. Но произошло это не сразу, процесс был долгим мучительным и мало предсказуемым.
Прощай «купи-продай»?
Действительно, концепция современного торгового центра пережила несколько инкарнаций. В начале 90-х измученные товарным дефицитом горожане, прежде всего, интересовались покупками, поэтому и центры незаметно превратились в мини-рынки с минимумом сопутствующих услуг. Пара кафешек с хот-догами, да какой-нибудь захудалый туалет – вот и весь инфраструктурный набор. О парковочных местах в те годы вообще никто не задумывался. Принцип работы был прост – пришел, увидел, купил, и больше здесь не отсвечивай. Затем, когда товарный голод несколько утолился, пришло время «бутиков» и торговые центры превратились в выставку «брендов». Но и это время стало уходить в прошлое. Кто не успел перестроиться, превращается сегодня в стеклянные лабиринты, в которых гуляет воздух и немногочисленные случайные покупатели. Уже к середине нулевых стало ясно, что основная концепция торговых центров должна строиться не на продажах-покупках, а на структурировании времяпрепровождения. Стало очевидно, что без четкого позиционирования комплекс превращается в набор, иногда даже бесформенный конгломерат торговых и развлекательных объектов под одной крышей. В многофункциональных комплексах конфликт в позиционировании торговых и развлекательных, торговых и деловых, торговых и жилых составляющих, гостиниц приводит к тому, что каждая функция поглощает только свой поток посетителей. Поэтому стоит задача не столько заполнить площади, сколько заставить комплекс работать как единое целое, что повышает эффективность использования площадей. Так, есть районы, где звено «бильярд – бар – тренажерный зал - спортивные и охотничьи магазины» не привлекает семейные пары (когда мужчина проводит время в комплексе, а женщина совершает покупки), а, наоборот, вызывает негативные эмоции у женской половины населения. «Нечего моему благоверному толочься там, где эти бандюки…» - ворчит супруга. И наоборот, мужчины с тоскливым взором сопровождают свои прекрасные половинки по бесконечной веренице магазинов и «бутиков».
Как дома, но в гостях
- Скажите, а почему вы для семейного отдыха выбрали именно этот торговый центр? - спрашиваю молодую пару, которая только что посадила пятилетнего Рамиля в разукрашенный вагончик, который вот-вот с веселой песней пойдет осваивать пространство ТРЦ «Планета».
- А куда еще будним днем можно пойти с ребенком в такую погоду? – задает мне встречный вопрос глава семейства Ирек Еникеев. – На улице слякоть, в парках большинство аттракционов закрыто на зиму. А здесь для ребенка созданы все условия. Можно даже оставить его в «Чадо-граде» на пару часов, во время которых им будут заниматься педагоги, аниматоры, воспитатели, а самим спокойно прогуляться по магазинам, или даже посмотреть кино. Для молодых семей, наверное, это очень важно. Вот, к примеру, наши родители до сих пор работают, и они не могут сидеть с Рамилем.
Первыми центрами торговли и развлечений нового типа в нашей столице стали «Гостиный двор» и «Мир». Причем, оба центра позиционировали себя в качестве центра притяжения молодежных тусовок.
Но вскоре в столице стали появляться самые настоящие мини-города: «Мега», «Планета», «Иремель», в которых реализовывался уже принцип именно семейного отдыха. Оказалось, недостаточно просто инкорпорировать в торговое пространство кинотеатры, кафе, гимнастические залы. Основной упор новые центры сделали на привлечение к себе детской аудитории.
- Для нас с семьей уже стал традицией воскресный выезд в «Мегу», - рассказывает мне уфимский литератор Илья Казаков. – Причем, даже не пугает некая ее отдаленность от города. Скорее, наоборот, мы приезжаем в «Мегу» утром и уезжаем вечером. Средний чек без покупок составляет около полутора тысяч в неделю на семью из троих человек, но это того стоит. Может, все дело в том, что с одной стороны в современных торговых центрах ты начинаешь чувствовать себя как дома, и в то же время к тебе относятся здесь как к дорогому и долгожданному гостю. И это подкупает.
Получил новое дыхание и самый первый торговый центр столицы, возродившись в виде Лайфстайл-центра «Башкирия». Его отличает четкая структура территории. Если первый этаж здания отдан под Восточный базар, то на четвертом расположился комплекс детских развлекательно-познавательных модулей – от научного музея «Интеллектус» до контактного зоопарка «Лесное посольство».
Не впасть в соблазн
Конечно, огни большого города, привлекающие к себе горожан, имеют и обратную сторону медали. Они неминуемо становятся центром притяжения для криминальных поползновений. Подростки слетаются сюда, как мотыльки на огонек. И не каждый из них способен справится с соблазном. Администрации центров создают громоздкие службы безопасности, оборудуют дорогостоящие системы теленаблюдения, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних совместно с центром общественной безопасности неустанно проводят вечерние рейды, но проблема все-таки продолжает оставаться актуальной.
- Очень часто подростку трудно правильно оценить серьезность своих действий, - рассказывает ведущий специалист Комиссии по делам несовершеннолетних Советского района Светлана Челпанова, с которой наша газета частенько ходила в вечерние рейды по торговым центрам. – Не поверите, но в последнее время кражи иногда совершаются просто «на слабо», чуть ли не из спортивного интереса. Причем подростки воруют не только элементы одежды, но и чупа-чупсы, мармеладки. И на это идут дети не только из неблагополучных семей, но и вполне положительные со всех сторон. Вот вроде и в школе хорошо учится ребенок, посещает кружки, секции и вдруг попадается на краже. Начинаешь спрашивать, что его сподвигло на правонарушение, а он даже не может объяснить своих мотивов.
...В кинокомплексе одного из центров удобно расположилась на комфортных креслах юная компания. Кто-то серфит по волнам бесплатного вай-фая, кто-то дремлет. Оживились, когда я представился и спросил об их планах на вечер.
- Планы простые! – жизнерадостно воскликнул молодой парень. – У меня сегодня день рождения – стукнуло семнадцать лет, - и мы просто собираемся отметить его так, чтобы потом было что вспомнить.
Хотелось бы верить, что воспоминания действительно окажутся радостными. К сожалению, статистика подростковых правонарушений показывает обратное.
- Мне кажется, истоки детского криминала выходят за рамки нашей компетенции, - посетовал в частном разговоре со мной Амир Резяпов, сотрудник службы безопасности одного из любимых уфимцами центра торговли и развлечений. – Мы можем пресекать только последствия. А начало всегда имеет корни в семье и школе. Кто-то ведь должен научить детей тому, что недостаточно что-то пожелать, «что-то» надо еще и заработать.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий