А ты подписался на нашу газету?
 

Трамвайно-троллейбусный ренессанс

Автор: cmanager от 7-10-2021, 08:34

Трамвайно-троллейбусный ренессанс  Развитие пассажирского электротранспорта – популярный тренд современных городов. Однако в Уфе ему долгое время не уделялось достаточного внимания, что привело к износу подвижного состава и снижению пассажиропотока.  Важные перемены произошли этой весной – МУЭТ впервые с 2014 года получил партию новых троллейбусов с возможностью длительного автономного хода. И такие закупки будут продолжены. В ближайшее время ожидается обновление и сильно изношенного трамвайного парка – до конца года должны прибыть 50 трамвайных вагонов, которые раньше эксплуатировались в Москве.    

 

Управление инфраструктурой транспорта Уфы ищет подрядчика для их доставки в столицу Башкирии. По условию конкурса, победитель должен до 15 декабря текущего года привезти 23 трамвая КТМ 71-623-02 и 27 вагонов «Татра Т3». Забрать подвижной состав нужно на трамвайном кольце в Москве, а разгрузить – в депо №1 на бульваре Хадии Давлетшиной и депо № 2 на проспекте Октября, 143. На линию рельсовый транспорт будет запущен после проведения технического осмотра и обкатки.

Хотя московские трамваи уже не новые, они значительно моложе наших, средний износ которых составляет 98%. Кроме того, столица передает подержанный транспорт регионам бесплатно, что не создает дополнительной нагрузки на муниципальный бюджет. С учетом стоимости нового вагона около 30 миллионов рублей, на закупку 50 единиц понадобилось бы почти полтора миллиарда. Эта сумма очень большая не только для уфимской казны, но и бюджета республики.

Кстати, в конце 1990-х годов наш город уже получал подержанные «Татры Т3», которые ранее эксплуатировались в Восточной Германии. Закупка по очень демократичной цене около трех десятков «Татр», бывших в хорошем техническом состоянии, позволила обновить и поддержать парк электротранспорта в условиях непростых экономических реалий тех лет.   

Но подержанные трамваи из Москвы - временная мера. Их перестанут эксплуатировать по мере обновления парка. Так, к 2024 году, когда город будет отмечать 450-летие со дня своего основания, у концерна «Уралвагонзавод» планируется закупка пяти современных трамваев, дизайн которых стилизован под ретро-стиль.

- Мы решили сделать подарок для Уфы к юбилею, - заявил глава республики Радий Хабиров. - Заключим контракт на покупку пяти таких трамваев, которые будут курсировать по исторической части, перевозить местных жителей и гостей. Они вмещают 110 пассажиров, полностью соответствуют всем современным требованиям комфорта, и плюс будут дополнительно привлекать людей своим внешним видом.

 

«Горожанин» для города

Десять новых троллейбусов «Горожанин» производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ) этим летом вышли на маршруты. Для жителей и многих гостей нашего города транспорт стал во многом в новинку с точки зрения комфорта проезда.

Вместимость салона автобуса «МАЗ», на базе которого создан троллейбус, составляет 90 человек (при 31 сидячем месте).  Комплектация может подбираться в зависимости от требований заказчика. В списке опций – информационная система для пассажиров, система видеонаблюдения с камерами в салоне, дополнительные печки, USB-зарядки и многое другое. На рабочем месте водителя – сенсорная приборная панель, регулируемый руль, удобное сиденье, дистанционное управление штанговыми токосъемниками.  

- На случай сильных морозов установлены дополнительные печки, предусмотрена возможность монтажа кондиционеров, во время поездки по протяженному маршруту пассажиры смогут подзарядить свои телефоны – для этого имеются специальные разъемы, - пояснил генеральный директор УТТЗ Денис Рассадников. – Транспорт низкопольный: в салон без труда попадут люди с ограниченными возможностями здоровья, мамы с колясками и велосипедисты.

С 2015 года троллейбусы уфимского производства работают в Альметьевске, Иваново, Чебоксарах, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, а теперь и в столице республики.

Очень важная техническая особенность «Горожанина» - возможность длительного автономного хода. Фактически речь идет о гибриде троллейбуса и электробуса. Последний может проехать на одной зарядке аккумуляторов максимум 70 километров, а чаще — не более 50-60 км. Выпускаемая в Уфе модель способна проехать на аккумуляторах до 30 километров. По сравнению с чистым электробусом у нее есть возможность зарядки источников питания при движении под контактной сетью. Что исключает простои в работе и необходимость строительства зарядных станций на конечных точках маршрутов.

Автономный ход даст возможность объезжать заторы и участки обесточенной или поврежденной контактной сети, делая электротранспорт значительно более эффективным в условиях города. И также позволит продлить троллейбусные маршруты в районы, где нет контактной сети, что существенно увеличит пассажиропоток.

 

Офсетный формат

Эксперты положительно оценивают перспективы  троллейбуса «Горожанин». Только в Башкирии для модернизации парка электротранспорта Уфы  и Стерлитамака потребуется примерно 300 «рогатых» машин, ведь износ работающих в городах троллейбусов уже очень большой. Спрос на современный экологичный транспорт есть как в регионах России, так и на зарубежных рынках. Не случайно производитель планирует модернизировать и расширять мощности.  

В  2020 году Уфимский трамвайно-троллейбусный завод представил на региональном «Инвестчасе» проект модернизации производства электротранспорта. Инвестиции в проект оценили в 1,4 миллиарда рублей. После модернизации предприятие, по словам руководства, сможет ежегодно производить по 100 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, а также электробусы и трамваи. Будет создан участок по сварке кузовов (сейчас эта работа передана на аутсорсинг) и организован выпуск инновационных штампосварных тележек для рельсового транспорта. Новое производство даст в общей сложности порядка 200 рабочих мест.

Отметим, что в конце прошлого года правительство республики заявило о готовности  заключить первый в РФ офсетный госконтракт на поставку троллейбусов. Этот вид договора предполагает обязательства компании инвестировать в производство в обмен на заказ. Поставщик-инвестор должен определяться по итогам конкурса.

- В сфере транспорта готовим реализовать альтернативный проект государственно-частного партнерства - офсетный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства, - отметил премьер-министр РБ Андрей Назаров. - Он будет первым для республики и первым в России в области машиностроения. Планируется приобретение 45 троллейбусов, что позволит частично обновить подвижной состав в Уфе и Стерлитамаке.

Для приобретения электротранспорта в республиканском бюджете зарезервирован миллиард рублей. Согласно законодательству, срок действия контракта – не более 10 лет, минимальный объем инвестиций поставщика-инвестора – не менее 1 миллиарда рублей, производимый и поставляемый товар должен производиться в России.

Офсетный контракт вполне может быть заключен с Уфимским троллейбусным заводом, что позволит поддержать его и обновить городской троллейбусный парк.

 

Алексей Фатыхов.

krosh84@list.ru

Фото Андрея Вдовина.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий