А ты подписался на нашу газету?
 

Уметь разговаривать… с картиной

Автор: cmanager от 26-03-2020, 10:01

Уметь разговаривать…  с картинойЕсть профессия, весьма похожая на «ремесло» детектива, правда, без погони и оружия. Это - реставратор! Вернее, здесь тоже есть свой арсенал – кисточка, пинцет, клей, а еще зоркий глаз мастера и его багаж знаний. Про каждого обладателя такой профессии можно сказать – энциклопедист. И погоня в их буднях тоже есть – к истине, к которой они стремятся порой со скоростью улитки, но здесь-то быстрота и не нужна. А произведения искусства подбрасывают им те еще головоломки! О секретах профессии рассказывает заведующая реставрационной мастерской музея имени Михаила Нестерова Ильмира Фаридонова.
- Давно вы работаете здесь?
- Больше двадцати лет. Пришла после окончания Суздальского художественно-реставрационного училища (ныне филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств). О работе реставратора мечтала с юности, с того времени, когда еще училась в Художественной гимназии-интернате имени Касима Давлеткильдеева. Я хотела не просто рисовать и смотреть на картины, но и прикасаться к ним, узнавать их историю, каким образом создавал свой шедевр художник. Словом, проникнуть вглубь. А на реставратора мало где учили. Суздальское училище - одно из самых известных, туда и поступила. Нужно сказать, сразу попала в непривычный для меня мир – вокруг храмы, монастырь, проходили церковные службы, крестные ходы… 4 года пролетели незаметно, а самое интересное, что происходило в этот период, - практика. Мы учились реставрировать картины и старинные иконы. Познавали, что такое восстановление живописного слоя, его укрепление, дублирование. Помню дипломную работу – пейзаж неизвестного художника, картина датировалась XIX веком, полгода корпела над ней и справилась. После окончания учебы вернулась в Уфу, пришла работать в музей.
- Вас, наверное, с радостью взяли - профессия редкая, специфическая.
- Верно заметили. Главное, нужен особый склад характера, чтобы терпеливо работать над одной картиной месяц, два, полгода и даже, бывает, годы. И еще, как говорили наши учителя, у реставратора должны быть и руки, и голова. Нужно думать, каким путем пойти, чтобы не нарушить первозданность авторской работы. Мы ни в коем случае не привносим что-то свое, максимально сохраняем старые краски, технику, видение и почерк мастера.
- Невероятно ответственно… Реставратор – ас в искусстве?
- Да. И нужно все время расти в профессиональном плане. Моей новой ступенькой было обучение в ВХНРЦ имени И. Грабаря. Специфика в том, что каждого будущего реставратора там учат индивидуально. Нужно заметить, что это вообще принцип реставрации. К каждому памятнику искусства нужно подходить как к уникальному и одушевленному явлению. Мы даже разговариваем с картинами…
- Удивительно…
- Они несут в себе энергетику, даже как будто оживают и светятся изнутри, и, замечу, дольше сохраняются, когда ты с ними работаешь или просто любуешься.
- Поэтично. А наука в вашей области идет вперед?
- Безусловно. Появляется оборудование, с помощью которого можно быстрее открыть тайны, которые «прячут» картины. Помогают приборы с ультрафиолетовым излучением, появилось много новой «химии».
- Были в вашей практике интересные случаи?
- Каждая картина уникальна. Но бывают настоящие открытия. Ильмира Варисовна достает с полки папки (на каждую реставрируемую работу заводится отдельное «дело», где фиксируются все этапы восстановления, фотографируется весь процесс от начала до конца). Видите подпись «Караваджо». Мы уже думали, что в Уфе нашли шедевр итальянского мастера. Но оказалось, что это лишь уловка коллекционера, который так подписал картину неизвестного художника, чтобы добавить своей коллекции престижа.
- Это скорее можно назвать разоблачением.
- Скажем так - установлением истины. А вот еще один случай. В фондах хранится удивительно красивая картина с подписью Роза да Тиволи. И что-то внутри меня, наверное, интуиция, подсказывало, что картина старше, чем на ней указано. Повезла в Москву, и мое предположение подтвердилось. Тайны открываются часто в процессе работы: вдруг под слоем краски обнаруживается подпись другого автора и сразу появляются вопросы – зачем, почему и кто истинный автор.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Над ранними пейзажными зарисовками Бориса Домашникова. Думаю, многим будет интересно взглянуть на них, в них есть особое настроение. Но от времени они пришли в негодность, есть изломы, утраты… Еще в работе иконы. Их не подписывали, но по почерку думаем, это работы Васнецова или художника, который создавал произведение под его началом.
- Вы навещаете своих вернувшихся к жизни «пациентов»?
- Конечно, смотрю, проверяю, в каком они состоянии, что с ними происходит, как они себя чувствуют. В выставочных залах музея греют душу многие из них – среди них работы Айвазовского, Ге, Левитана, Саврасова, почти все картины Нестерова.
- Растите себе смену?
- Дело наше интересное, но сложное, нужно постоянно учиться. Молодежь приходит, но остаются немногие, и это действительно те, кому и можно передать свои секреты.


Беседовала Лилия ЗИМИНА.

Фото Андрея ВДОВИНА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий