А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

Вперед лети, наш бронепоезд

Автор: nabludatel от 13-01-2015, 06:00
Вперед лети, наш бронепоездВ наши дни, когда мы вспоминаем события 70-летней давности, то чаще всего на ум приходят сражения, подвиги наших воинов, фронтовые будни. Но за этим эпохальным героическим полотном не должно меркнуть и подвижничество тружеников тыла, на хрупкие плечи которых пало экономическое бремя самой страшной войны.
Пожалуй, никто не сможет усомниться в том громадном значении, которое сыграл железнодорожный транспорт в приближении Победы. Это был и наиболее быстрый способ переброски войск и ресурсов, и наиболее эффективный способ эвакуации тяжелораненных. Эшелоны попадали под обстрелы, выходили из строя, необходимо было постоянно обновлять вагонный и паровозный парк, и рабочие-железнодорожники нашего города в неимоверном напряжении своих сил работали в те годы и за себя и за того парня, вернее сразу за четверых парней. Ведь одно из старейших предприятий нашего города, тепловозоремонтный завод, в годы войны принял в свой состав сразу четыре паровозо- и вагоноремонтных завода: Гомельский, Станиславский, Изюмский и Запорожский. И вот здесь мы подходим к одной из наименее известных страниц военной биографии нашей страны. Так уж сложилось, что по какой-то неведомой причине широкой общественности почти ничего не известно о бронепоездах времен Великой Отечественной войны. Возможно, это было вызвано тем фактом, что основными видами техники, «вытянувшими на себе» всю войну, были танки и самолеты. А может быть, специфика применения бронепоездов не позволила им завоевать такую же известность, как в ходе Гражданской войны. Но вне зависимости от причин недостаточной известности, они все же активно использовались. И четыре из них были выпущены на Уфимском паровозоремонтном заводе. Причем они были выпущены сверх плана. Так, уже к апрелю 1942 года были построены «Александр Невский» и «Полководец Суворов», экипажи которых составили заводчане-добровольцы. А в следующем 1943 году на боевую вахту встали «Салават Юлаев» и «Уфа». Сегодня мы попытаемся рассказать об их боевом пути.

Броню крепили, чем могли

«Александр Невский» и «Полководец Суворов» относились к типу ОБ-3 (облегченный вариант №3). В те времена броня сталелитейных заводов первым делом шла на изготовление танков, поэтому на них приходилось подыскивать броню из местных ресурсов. В основном это было котельное железо, да орудийная мощь тоже вооружалась по остаточному принципу. Так были установлены 75-мм пушки 1902 года выпуска. Кроме этого они получили по пять пулеметов Дегтярева и по башне противовоздушной обороны с пулеметом ДШК. Конечно, подобное вооружение было явно недостаточным и «крепости на колесах» довооружались уже в Москве дополнительными площадками с зенитными орудиями. Как я уже упоминал, экипажи формировались из жителей республики, и в частности, из самих работников паровозоремонтного.

В боях за Сталинград

Сразу же после доукомплектации поезда были посланы на Сталинградский фронт, где с первых же дней они были брошены на сдерживание рвущегося к Волге врага. Основной, а порой и единственной их задачей была поддержка подразделений, действовавших вблизи от железнодорожных путей. Также иногда они помогали брать станции или даже вести контрбатарейную борьбу. Вот как описывает первый бой «Полководца Суворова» Максим Коломиец: «На следующий день бронепоезда прибыли на станцию Гнилоаксайская, где подверглись атаке 18 немецкими самолетами. В результате «Полководец Суворов» получил прямое попадание бомбы в одну бронеплошадку, экипаж которой под командованием лейтенанта Филинова погиб полностью. Были повреждены паровоз и тендер, загорелся вагон базы с боеприпасами, на котором стали рваться снаряды. Команда на руках выкатывала их из-под огня. На следующий день «Полководец Суворов», находившийся на перегоне Гнилоаскайская – Абганерово, вновь подвергся бомбардировке. Всего в результате двух авиаударов противника команда БЕПО №1 потеряла 30 человек убитыми и 41 ранеными». Тогда же в ночном бою наш бронепоезд вышел победителем в схватке с семью¬десятью танками противника. На поле боя враг оставил 30 машин, сожженных метким огнем артиллеристов. А «Полководцу Суворову» вскоре по приказу командующего фронтом бронепоезд «Полководец Суворов» убыл в Саратов на ремонт.
Вскоре принял свое боевое крещение и бронепоезд «Александр Невский». В конце августа он прикрывал выход из боя 20-й мехбригады в районе Советская-Синеокская. Тогда разведка установила, что немецкая пехота при поддер¬жке 15 танков прорвалась юго-восточнее станции Басаргино на участке 64-й армии. «Получив эти сведения, командир 25-го дивизиона принял решение атаковать прорвавшиеся части противника, - пишет в своем исследовании Максим Коломиец. - В 20.30 бронепоезд «Александр Невский» в районе станции Воропоново «врезался» в расположение противника, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. За 40 минут боя было выпущено 400 осколочных гранат, 7700 патронов ДТ и по 10 лент из каждого ДШК. Ожесточенность боя была настолько велика, что дело доходило до рукопашных схваток – гитлеровцев громили около бронепоезда, куда они просачивались, пытаясь укрыться от огня в «мертвом пространстве». Противник разобрал пути и бронепоезд, потеряв сошедшую с рельс платформу ПВО, пытался прорваться к станции. В такой ситуации он оборонялся вплоть до 1 сентября. Затем команда сняла исправное вооружение, замки с орудий и отошла пешим порядком. Отремонтировать его удалось уже только под самый конец войны в Великих Луках в паровозосборочном цехе завода имени Макса Гельца. Об этом оставил свои воспоминания Борис Куприянов, ветеран войны, оказавшийся в то время на излечении в местном госпитале: «энергично взялись за работу слесари сборочного цеха, призвавшие рабочих всех других цехов - литейщиков, кузнецов, котельщиков, токарей, арматурщиков не задерживать обработку и поставку деталей, чтобы их цех мог в срок закончить сборку локомотива. И вот первый рапорт: арматурщики досрочно отремонтировали арматуру паровоза. Они не считались со временем, не ведали усталости, часто уходили из цеха за полночь. Так работали все заводчане».

Приближая Победу

«Салавату Юлаеву» и «Уфе» в плане боевой биографии повезло несколько больше – они вступили в бой уже тогда, когда враг начал пятиться в свое логово. Так они составили 60-й ОДБП (Отдельный дивизион бронепоездов), боевые посты этих двух стальных крепостей заняли члены экипажа бронепоезда «Московский Метрополитен», уничтоженного авиацией противника в июне 1943 года. Дивизион № 60 активно дей-ствовал в Прибалтике и с боями прошел свой славный путь от Полоцка до Кенигсберга. Однако уже к концу войны стало ясно, что артиллерия достигла того уровня развития, при котором даже серьезно защищенные поезда можно условно приравнять лишь к легкобронированной технике. К тому же состав намертво привязан к железнодорожным путям, что значительно снижает мобильность. Не стояла на месте и авиация, для чьих средств поражения бронепоезда перестали быть сложной целью. Становилось понятно, что время бронепоездов прошло. Но подвиг их не забыт.

На снимках: Бронепоезд готовится к отправке БЕПО «Салават Юлаев» на боевом посту.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Цитата
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
О противостоянии Уфимского бронепоезда 70-ти танкам противника и уничтожении 30-ти из них - легенда, не получившая подтверждения во, вновь обнаруженных и впервые привлекаемых, источниках. Смотрите об этом здесь:
http://ufaved.info/istprogulki/5418-novyy-vzglyad-na-boevoy-put-ufimskih-bronepo
ezdov.html
И здесь:
http://ufaved.info/istprogulki/6186-o-marshrutah-zagranichnogo-etapa-boevogo-put
i-ufimskih-bronepoezdov.html