А ты подписался на нашу газету?
 

Познаем, исследуя и играя

Автор: juliapahomova от 18-10-2022, 10:37

Познаем, исследуя и играя

– Не бывает равнодушных детей. Период начальной школы – то время, когда можно увлечь ребенка чем угодно: наукой, спортом, танцами, музыкой. Даже если у него абсолютное безразличие к естественным наукам, придя в наш центр, он все равно найдет и «зацепится» за что-то интересное, – говорит Ираида Морозова.

С педагогом дополнительного образования Центра науки, инноваций и творчества «Росток», биологом Ираидой Михайловной я решила познакомиться, когда на прошлой неделе увидела ее фотографию на Доске почета сайта администрации города. Так увлеклись разговором, что не просто проговорили почти час, но еще и договорились встретиться в ближайшее время в центре…

Начинала свой трудовой путь Ираида Морозова в муниципальном детском эколого-биологическом центре «Росток» в 1996 году, а ведь попала в педагогику совершенно случайно – по первому образованию она фельдшер.

– В советское время очень сложно было поступить в Медицинский университет. Даже имея красный диплом медучилища, я не смогла пройти по конкурсу. Чтобы не терять время, решила пойти на биофак БашГУ. Сдав на отлично только один экзамен по биологии, стала студенткой, – вспоминает она.

Окончив вуз, приходит в ДЭБЦ, что расположен в Демском районе. Одно время была заместителем директора по учебно-воспитательной работе, но затем с головой ушла в науку и сегодня руководит объединением «Planta мир», увлекая и детей. Ее авторской методикой, пользуются педагоги всей страны.

– Работаю как со старшеклассниками, так и с начальным звеном – с каждым по-своему интересно. С первыми я наставник, куратор, а с младшими интересно наблюдать, как они удивляются, казалось бы, самым простым вещам, – говорит Ираида Михайловна.

В младшие группы можно прийти начиная со второго класса, когда у ребенка начинает формироваться интерес к естественным наукам. Занятия проходят в игровой развлекательной форме, изучают экологию, растения, окружающий мир, к примеру, качество меда, проводят дегустацию иван-чая, выращивают микрозелень. Но несмотря на частичную игровую деятельность, это все же учебно-исследовательская работа, можно сказать, адаптированная версия всего того, что делают старшеклассники на занятиях. К тому же это возможность познать себя, свои интересы.

– Бывает так, что родители приводят ребенка, говорят, что ему ничего не интересно и кроме телефона, никакого увлечения не признает. Я стараюсь увлечь его, потому что это самый любознательный возраст, – говорит педагог. – Порой детей увлекают даже не эти суперсовременные интерактивные доски, а самый обычный гербарий или организм в жидкости, микроскопическое исследование чего-либо.

В младших группах количество детей порой достигает 15-20, но сложности это не создает. А вот чем старше они становятся, тем меньше их остается: у кого-то пропадает интерес, кто-то выбирает другое направление. С оставшимися переходят на новый уровень – начинаются исследовательские работы по биологии, экологии, географии.

– Тут важно выбрать направление и сферу исследования, чтобы дети не составляли конкуренцию не только друг другу, но и во время научных конференций, – говорит она.

В последние годы стала популярной микробиология: с работами выступают на научных конференциях разного уровня. Сейчас большинство готовятся к конференциям от ведущих республиканских вузов: если займут призовые места, будет бонус при поступлении в этом направлении.

Далее ждет форум Вернадского в Уфе и Москве, Балтийский инженерно-научный конкурс в Санкт-Петербурге. Последний, кстати, самый популярный среди молодых ученых. В прошлом году Илья Верблицкий получил высшую награду – хрустальный шар «Совершенство как надежда», исследовав озеро Кустаревское и составив по нему виртуальную экскурсию.

– Все исследования проходят летом – когда остальные дети отдыхают, наши воспитанники готовятся к следующему сезону. Примерно в октябре начинаются конкурсы и так по графику до конца учебного года, – говорит Морозова.

У нее летом вместо отпуска онлайн-консультации детей, встречи, если возникают вопросы. Дети сами выбирают, в каком направлении работать, но задача научного руководителя – направить в перспективном направлении. Например, в последнее время популярно изучение иван-чая – есть поддержка на федеральном уровне. В этом же направлении работа ее учеников Ангелины Фахретдиновой и Дониера Суфиярова. Они  взяли чай известного рекламируемого бренда и иван-чай, сделали питательную среду и посеяли бактерии. Оказалось, что последний идеален во всех смыслах: имеет нейтральную кислотность и стопроцентные антибактериальные свойства. А в черном чае РН всего 3%, антибактериальность вовсе на нуле.

– Любила черный чай, но после того, как увидела, сколько колоний в нем выросло, обхожу стороной, – говорит она.

Также еще один их проект «Тропа здоровья» получил грантовую поддержку администрации города – почти 300 тысяч рублей. Они уже составили два маршрута по дендропарку, что расположен в Балановском лесу, осталось составить из шишек, бревен и других природных материалов «босые» тропы, которые будут соединять два маршрута, протяженностью два и шесть километров.

– Пять лет назад один меценат помог вывезти мусор, скопившийся в этом лесу, дал саженцы сибирского кедра, с тех пор мы с воспитанниками вдоль и поперек изучили эту местность, – говорит она. – Там сохранились материнские почвы, северные орхидеи, которых больше нет в городе, многие краснокнижные растения, охраняемые в 32 регионах страны. Возможно, когда-нибудь нам удастся добиться, что он станет мини-версией Сочинского дендропарка.

Алина ГАРИПОВА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий