
Из шести представленных предложений в качестве основы был выбран проект председателя Союза художников России Андрея Ковальчука.
По замыслу архитектора, «сердцем» композиции станут семь бронзовых фигур: нефтяника, хлебороба, сталевара, ткачихи, рабочего, подростка за станком и его деда. При этом высота скульптурной группы будет достигать более пяти с половиной метров. Именно эти люди обеспечили республике достойное имя в годы войны. Авиационные двигатели уфимского производства стояли на истребителях и штурмовиках, сталь шла на броню танков, нефть – на топливо.
Пока части скульптуры отливаются в подмосковных Химках, на месте их установки идет заливка фундамента.
Тяжелый «КамАЗ» – бетономешалка заполняет раствором котлован. Глубина достигает шести метров, и это – при высоте стелы будущего памятника в восемь. Фундамент укрепляется арматурным каркасом диаметром от 8 до 12 миллиметров. Стальная сетка делит его на пять ярусов, каждый из которых вмещает примерно 42 кубометра бетона.
Эта, казалось бы, гипернадежная конструкция – лишь часть основы. Она установлена на 25 врытых в землю свай.
- Сначала грузовиками вывезли землю, – рассказали рабочие, – затем экскаватор ковшом выровнял дно. Разметили, прошлись их специальным буром на глубину в три метра. Раствор заливали в несколько этапов, чередуя его битумом для гидроизоляции.
Первая выброска грунта была произведена 13 июля. Учитывая внушительные размеры, доставлять памятник удобнее будет по частям, а на месте конструкцию соберут воедино. Обычная сварка здесь неуместна, использована будет озоновая.
Каждый день на объекте трудится более десяти человек – водители, бетонщики, рабочие, инженеры. Открыт новый памятник будет уже до осени.
Сооружений, подобных этому, Уфа еще не знала. Более того, скульптура станет самой большой среди подобных в России. Предполагается, что общая стоимость проекта составит примерно 60 миллионов рублей.