А ты подписался на нашу газету?
 

По дорогам войны

Автор: gines от 13-03-2017, 21:26
По дорогам войныВспомнить боевую молодость, спеть «Дан приказ ему на запад» и «Катюшу» собрались в районном Совете ветеранов участницы Великой Отечественной войны. Самой младшей – 92 года, но «есть еще порох в пороховницах». Глаза блестят и от радости встречи и от непрошеной слезы. А голос звучит звонко, будто и нет за плечами долгих трудных лет.
Мария Ивановна Конева служила телефонисткой, а вернулась с фронта досрочно по вполне уважительной причине: вышла замуж за солдата.
Вспоминает такой эпизод.
- Я быстро стучала по клавишам четырьмя пальцами. Как-то зашел к нам в помещение незнакомый военный. Статный, с командирским голосом. Надиктовал, ждет, когда я наберу. А я на него смотрю. Он как гаркнет: «Быстрее, время не ждет!». А я говорю, что уже готово, какие дальше будут указания. Ему неловко стало, извини, дочка, говорит, не думал, что такая скорая.
А потом до меня дошли слухи, что генерал Жуков приезжал. Это он и был, узнала я его по фотографии в газете.
Лидия Вениаминовна Порфенчикова из Уфы уехала с передвижным санитарным поездом.
- Взяли меня только что со школьной скамьи, даже перевязки не умела делать, - рассказывает она. – И совсем скоро так справлялась, что заслужила похвалы. Помню, поступил раненый с гангреной. Ассистировать было некому, позвали меня, перевязочную медсестру. Ведущий хирург командовал, я быстро поняла, что к чему, подавала инструмент быстро, тот какой надо. Когда закончилась операция, хирург сказал – из этой сестры выйдет толк. …Мы еще до Тулы не доехали, как к нам зашел дежурный офицер и объяснил, что подъезжаем к фронту. Поэтому, возможно, будут бомбить. Поезд остановится – разбегайтесь. Дальше едем, на душе кошки скребут. Паровоз дымит, искры летят. Вдруг фрицы заметят? Однако обошлось. Добрались до Мозера, там через реку возвели деревянный мост. Первый прошел пробный поезд. А за ним – уже наш. Помню, когда перебирались через реку, боялись, не смели дышать, но все обошлось благополучно.
Эшелон собирал раненых с полевых медсанчастей и переправлял за линию фронта. Работали сутками. Днем перевязывали, бывает – прямо с одеждой, такой наплыв был. А ночью готовили перевязочный материал. Его катастрофически не хватало, так что приходилось стирать использованные бинты. А еще все были донорами. Если раненому срочно требовалось переливание, никто не отказывался. Я еще Лидия была редактором боевого листка. После войны работала в инфекционной больнице, военном госпитале и РКБ имени Куватова.
Лидия Вениаминовна Темнова – заслуженный учитель РФ и РБ, более полвека преподавала русский язык. Молодость ее также прошла на войне, получила ранение. А отправилась в 1944-м по комсомольской путевке. Закончила разведшколу, после чего стала специалистом-топографом. Воевала на 3-м Белорусском.
- Служили при аэродроме. Летчики привозили фоторазведку, а мы обрабатываем, - пояснила она. – Особенно наша работа была высоко оценена при подготовке к взятию Кенигсберга. Затем отправили на Дальневосточный фронт в Японию. Наша часть дошла до Харбина, в декабре демобилизовали.

КОРЗИНКА
В районе 198 фронтовиков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий