А ты подписался на нашу газету?
 

Переубедить судьбу

Автор: gines от 1-06-2016, 21:08
Переубедить судьбу- В первом классе ребенок забывал, где находятся столовая и кабинет, плохо запоминал лица учителей и одноклассников. Другой соглашался разговаривать только дома, с родителями. Третьему из-за особенностей заболевания трудно было писать. Наконец, перепробовав все, мы нашли выход: стали использовать ноутбук, и теперь ученик может показать свои знания - пишет диктанты и контрольные на «5»! На четвертом году обучения проблемы начали отступать: кто-то научился лучше ориентироваться, кто-то - отвечать учителю и разговаривать с одноклассниками, - рассказывают о своей работе учителя школы №7 Альмира Хусаинова и Эльза Кашапова.
Свои двери для учеников с ограниченными возможностями школа распахнула в 2002 году. Сегодня в ее активе уже немало историй, когда детям удавалось то, на что родители и медики не смели надеяться. С этого года доступными для людей с нарушениями здоровья обязаны быть все школы и другие учреждения, и школа активно делится опытом – здесь проводят семинары и круглые столы по вопросам инклюзивного образования.
Благодаря федеральной программе «Доступная среда» появились кабинеты психолога и логопеда, два раза в неделю проходят коррекционные занятия. В сенсорном кабинете - доска для рисования песком, «сухой бассейн» с шариками, диски с расслабляющей музыкой. Очень любят ребята и зал ЛФК с тренажерами и шведской стенкой. «Особенные» дети учатся в небольших классах - по 10-11 человек, вместе со здоровыми сверстниками. Инклюзивная среда - это множество нюансов: например, занятия проходят в одной классной комнате, где создана уютная, домашняя атмосфера - так ученики чувствуют себя более уверенно. Но главное, конечно же, - индивидуальный подход, внимание к особенностям каждого.
…Ученики наперебой тянут руки, чтобы прочесть вслух отрывок из андерсоновской «Русалочки», затем показывают знание текста, отвечая на вопросы.
- Как выглядит море? Покажите мне волны, - просит учитель, и ребята встают и показывают. Получается разминка, а под конец урока все дружно поют песню. Чтобы удержать внимание, педагог меняет виды деятельности. В результате даже к концу урока дети почти не устали - наоборот, полны желания заниматься еще.
- Мы стараемся не уходить на больничный, поскольку на чужого человека, на нарушение привычного распорядка дети реагируют тяжело. Некоторым ученикам на период адаптации организуется сопровождение по школе. Бывает и плохое поведение… Словом, трудностей немало. Но какая это радость - видеть, как ребенок раскрывается! - говорит Альмира Рамилевна. - Чем больше трудностей, тем больше в нем жажды знаний и старания, тем сильнее желание не отставать от одноклассников. И тех, у кого проблем со здоровьем нет, это тоже подстегивает.
- Наши дети очень творческие, каждый проявляет себя и помимо основной программы: рисуют, рассказывают стихи, поют, занимаются в кружках лепкой и оригами, создают такие произведения, что и взрослые удивляются, - добавляет Эльза Кашапова. А сейчас мы налаживаем сотрудничество с худграфом БГПУ. Многие уже предвкушают профессиональные уроки рисования, занятия по валянию войлока.
- Хочу сразу оговориться: обучение в обычном классе показано не всем детям с расстройствами аутистического спектра, ведь их проявления очень разнообразны, - отмечает директор школы Аида Набиуллина. - Для работы с такими детьми нужны не только учителя, но и наставник - тьютор, который, если возникают трудности, успокоит ребенка, продолжит занятие в индивидуальном режиме. Часто появление в классе ребенка с нарушениями здоровья - это эксперимент, где нет гарантий успеха. Если он удается, то только благодаря самоотверженности учителей.
Бывает и так, что родители не слишком верят в то, что их чадо сможет успевать в учебе. Говорят: «Для нас главное - здоровье». А мы все равно надеемся, что ребенок чем-то заинтересуется, проявит свои способности. И во многих случаях это дает результаты. Все наши выпускники успешно учатся в вузах и колледжах, реализуют себя в различных профессиях. От удивления и настороженности по отношению к «не таким, как мы» давно не осталось и следа - напротив, ребята привыкли помогать друг другу. В прошлом году четыре выпускника с ограничениями по здоровью отказались от щадящего режима и сдали ЕГЭ на общих основаниях. Сдали на четверки и пятерки, а один получил золотую медаль.
Власти района, города и республики нас, конечно, поддерживают. Регулярно выделяется финансирование на текущий ремонт, а депутаты Госсобрания - Курултая РБ на свои средства установили освещение по периметру здания. По программе «Школьный автобус» Министерство образования РБ предоставило «ГАЗель», которая дает нам возможность увидеть много интересного: вот, например, сегодня ребята отправятся в контактный зоопарк.
Но пока, к сожалению, мы ощущаем недостаток средств, а нерешенных проблем немало. Общеобразовательные учреждения с инклюзивным образованием должны быть взяты под особый контроль, норматив подушевого финансирования для них должен устанавливаться с учетом специальных условий обучения. Такие школы должны располагать усиленным медблоком, у нас же работает всего одна медсестра, да и то ее постоянно вызывают в поликлинику. На это время дети остаются без медицинской помощи, ответственность за них ложится целиком на наши плечи. Ситуацию срочно нужно исправлять. Также требуются компьютеры: четвертый и шестой классы уже давно просят нас организовать кружок этого направления, да и старшеклассникам их не хватает. Мы делаем нужное дело, и нам очень нужна поддержка, спонсоры и благотворители.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий