
Перед смертью он оставил людям такое завещание: «Похороните меня не на кладбище, а на самой границе между родами». Народ чтил память и завет старика Халила. С тех пор кончились стычки между соседними родами, они стали жить в мире и согласии».
Это отрывок из книги «Башкирские предания и легенды» фольклориста, доктора филологических наук, кавалера ордена Салавата Юлаева Фанузы Надршиной. Здесь собраны легенды о происхождении родов и целого этноса, появлении деревень и других названий, о борьбе за землю с многочисленными захватчиками, о переходе в подданство Белому царю, сказания, во всех подробностях рисующие образ Салавата, о походе на Париж, Гражданской войне, приезде Надежды Крупской и даже Отечественной («Схватка с 20 танками»). Сведенные воедино, они проливают свет на самые глубинные корни истории башкир, на мировоззрение народа. И главной в нем оказывается любовь к свободе и земле, готовность сделать что угодно, лишь бы получить ее и сохранить. И, конечно же, никакое народное творчество не обойдется без похвалы смекалке предков:
«Прослышав о возможности купить у старика Утягана землю, приехали из Казанской губернии три брата - Ишекэй, Иштуган и Ишбирде. Ишекэй и Ишбирде нанялись к старику Утягану возчиками.
- Сколько вам платить за вашу работу? - спрашивает у них Утяган.
- Нам вполне хватит, если дадите землю величиной со шкуру коровы, - отвечают братья.
Целый год проработали Ишекэй и Ишбирде, пришло время с ними расплачиваться. Ишекэй зарезал корову, размягчил шкуру в кипящем котле, затем хорошо высушил и, растянув, стал разрезать на тонкие ремешки толщиной в спичку. Сам разрезает, сам наматывает катушку; привязал с конца к сусеку и стал тянуть тот ремешок во всю его длину. Тянет он, тянет - смотрит старик Утяган, а земля-то целого аула затянулась тем ремешком да и перешла во владение Ишекэю».