Эксперты утверждают, что к 2030 году появятся 186 новых профессий, еще 57 – навсегда исчезнут. На смену бухгалтерам, турагентам, аналитикам, журналистам и переводчикам придут биоэтики, проектировщики личной безопасности, дизайнеры эмоций и ИТ-проповедники. Пока эти профессии напоминают о героях фантастических романов, однако специалисты агентства стратегических инициатив утверждают, что многие из специальностей появятся уже к 2020 году.
Российское образование же, пережив несколько масштабных реформ, так и не перешло на качественно новый уровень. Международный мониторинг показывает, что наши школьники на хорошем уровне владеют навыками чтения и знаниями по математике и естественно-научным дисциплинам. А вот исследование PISA показало, что применять теорию на практике учащиеся совсем не умеют. А ведь доказано, что эти результаты находят вполне реальное отражение на национальной экономике. «Улучшение оценки по PISA на 50 баллов означает повышение на один процент годового прироста ВВП на душу населения.
В среднем тенденции значительных изменений отмечаются по большей части при повышении баллов на 10», говорится в «Отчете Сектора образования по региону Европы и Центральной Азии The World Bank». Сегодня лидерами по этому параметру являются Финляндия, Канада, Германия, Австралия.
- Сегодня образование имеет две ипостаси, - говорит глава республики Рустэм Хамитов. - С одной стороны, это - приобщение молодежи к цивилизационным ценностям. С другой - к сожалению, бизнес, попытка привлечь к себе новых людей с финансовыми возможностями и тем самым обеспечить возможность существования наших образовательных учреждений.
К тому же сама учебная программа в нашей стране не уделяет должного внимания прохождению учащимися практики. Нередко для нее необходима материально-техническая база и, что не менее важно – опыт и прикладные знания у самих педагогов.
На форуме вузы и ссузы республики представили инновационные разработки в различных сферах. Активно в эту деятельность включаются и студенты: участвуют в опытах, пишут на их основе научные статьи и дипломы. Кроме того, в образовательных учреждениях открываются инновационные площадки, где ребята могут получить опыт решения профессиональных задач.
Так, министр образования Башкортостана Гульназ Шафикова представила проект Республиканского инженерного лицея-интерната, который будет организован на базе башкирского и экономического лицеев. Уже в этом году в нем создадут два образовательных кластера: физико-технологический (при участии УГАТУ и ООО «Газпром трансгаз Уфа») и химико-технологический (при участии УГНТУ и ПАО АНК «Башнефть»). Также здесь откроют лаборатории микроэлектроники и робототехники, кабинеты химии, физики, технологии и прототипирования. Учебная программа рассчитана на 7-11 классы. В этом году в седьмой класс планируется принять 75 учащихся.
– Это очень важное направление, – подчеркнул Рустэм Хамитов. Хорошо, что у нас реализуется проект создания такого инженерного лицея. Я готов рассмотреть его детально и обсудить варианты поддержки для того, чтобы в 2018 году завершить создание учебного заведения уже со всеми необходимыми атрибутами.