А ты подписался на нашу газету?
 

Компьютеру учителя не заменить

Автор: gines от 10-02-2016, 22:10
Компьютеру учителя не заменить Сегодня исполняется 80 лет руководителю фракции КПРФ в Государственном собрании – Курултае, экс-министру народного образования республики Рифгату Тимирбаевичу Гарданову.

Человек твердых убеждений, принципиальный, порою резкий в суждениях, занимал этот пост в непростые для страны времена: с 1988-го по 1995 годы. Поэтому интересно услышать его точку зрения на ситуации в образовании – тогда и сейчас.

Единый подход

Сегодня показателем работы школы стали успехи отдельных учеников: сколько победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников воспитали, скольких привлекли к участию в различных научно-практических конференциях. Но так ли уж велика заслуга учителя в этом? Одаренные – так сегодня называют способных учеников. Заниматься с ними одно удовольствие. Но сколько таких детей в классе? Абсолютное меньшинство.

Между тем еще в царской России были уверены, что школа – калька народа, объединенного общей культурой.

В 1918 году на первом Всероссийском съезде учителей был утвержден тезис: школа должна быть единой и общеобразовательной, университетского типа. Сегодня этот подход утрачен. А ведь именно мы стали первой в мире страной, где детей не делили на элиту и массу. Сейчас даже трудно представить, что над отстающими брали шефство отличники. Приходилось думать, как объяснить двоечнику, чтобы он понял. Все это воспитывало личность. Учение и воспитание тесно переплетались.

Нынче преподаватели тратят свои силы исключительно на одаренных. Причем и зарплату поставили в прямую зависимость от успехов и высоких баллов по ЕГЭ. Может быть, именно поэтому родители должны обращаться со своими чадами к репетиторам, которых можно найти в лице того же учителя? Так что же мешает ему давать те же самые знания в урочное время? Ответ напрашивается сам собой.

Педагоги должны учить детей, а не повышать свой рейтинг и надбавку к зарплате за счет одаренных. На августовском совещании в Нефтекамске глава республики посетовал на кризис в математическом образовании. Между тем удаление из программы того же черчения немало этому поспособствовало: ведь оно развивало геометрическое и пространственное мышление.

Исчезла из школьной сетки и астрономия, необходимый предмет для расширения кругозора. Дескать, не нужна, в тех же США ее нет, а живут они лучше нас. Все, к сожалению, сводится к материальным ценностям.

О педагогах от Бога

Мне довелось работать с ними. Это были яркие личности. Не одному поколению уфимцев знакомы их имена. Взять, например, Софью Захаровну Болховских, создавшую собственную методическую школу, в которой перенимали опыт учителя из всех районов столицы. Ныне одна из известных литераторов Раиса Галиевна Сайфуллина из школы №15, выпустившая не один десяток медалистов, а в ту пору молодая учительница, регулярно ездила в Черниковку из микрорайона Молодежный, впитывая каждое слово наставницы из Орджоникидзевской методической секции. Лена Салиховна Мурзакаева из Института усовершенствования учителей не раз приглашала Болховских читать лекции для литераторов из районов Башкортостана. Потом появилась Татьяна Ивановна Рыхлицкая, выигравшая первый конкурс «Учитель года».

Нельзя не вспомнить литератора из школы №62 Лидию Ивановну Башинскую, которая отдала педагогике более полувека. Для нее и в век информационных технологий главными действующими лицами на уроке оставались книга и ученик.

Авторская школа Григория Роземблюма. Ее помнят знаменитые братья Абдразаковы, впервые вышедшие на самодеятельную сцену в 35-й, где уделялось большое внимание эстетическому воспитанию.

Создатель Белорецкой компьютерной школы лауреат государственной премии СССР Роман Григорьевич Хазанкин гремел на всю страну. Одним словом, это были творческие личности, умевшие зажигать новые таланты.

Об электронном образовании

Сейчас повсеместно вводятся компьютерные технологии. Интернет – реальность нашего времени, и глупо было бы его запрещать и отрицать. Но что же мы наблюдаем? С 1992 года выпускники российских школ не прославились какими бы то ни было открытиями в науке. Мы рапортуем о введении электронных дневников и учебников, от которых на Западе постепенно отказываются. Почему там возвращаются к тому, от чего мы пытаемся убежать? Причины кроются в том, что подобные инновации касаются только продвинутых детей. В так называемых капиталистических странах давно поняли, что во главе угла должны стоять не IT-технологии, а учитель. Никто не может его заменить. А между тем многие хорошие учителя ушли из школы, потому что не могут перестроиться, освоить эти нововведения. Чтобы их успешно реализовать, должно вырасти новое поколение педагогов из тех детей, которые на ты с этими гаджетами почти с рождения.

О конкурсах

Профессиональные конкурсы раньше практиковались в определенных границах и не носили таких масштабов, как теперь. Считается, что таким образом повышается престиж учителя. Педагоги, как модели, выходят на подиум. Это своеобразное шоу. И побеждают там не всегда профессионалы, а те, кто умеет себя правильно преподнести, красиво говорит. Есть такой вид в фигурном катании: показательные выступления. Не хочу сказать, что учительские конкурсы не нужны, но неплохо было бы проводить их не так часто, а раз в два года, например.

О вузах

Говорят, ЕГЭ дает равные права для поступления и выпускнику из мегаполиса, и деревенскому пареньку. Не скажу, что знаю много таких случаев, когда ученик из какого-то отдаленного района учится в МГУ. По моему мнению, заимствованное тестирование принесло больше вреда. Особенно не в восторге от него ректоры вузов. Как правило, высокие баллы Единого государственного экзамена важны только в первый семестр. После сессии на бюджете остаются где-то 15 процентов студентов, тогда как при поступлении эта цифра доходит до 70. Повальное стремление получить высшее образование в сочетании с большим количеством расплодившихся коммерческих вузов породили армию невостребованных специалистов.

О воспитании

ФГОС основан на принципе: «хочешь учиться — учись». Но отпуская учеников в свободное плавание, мы должны понимать, что у современных старшеклассников в большинстве случаев отсутствует ответственность. Рано или поздно государству придется вернуться к положительному опыту советской школы, что, собственно, мы кое-где наблюдаем. У нас просто нет иного пути.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий