А ты подписался на нашу газету?
 

Остров настоящей культуры

Автор: juliapahomova от 13-10-2022, 12:52

Остров настоящей культурыДетская художественная школа №2 имени Александра Тюлькина отмечает свое 60-летие. Накануне мы встретились с ведущими педагогами легендарной «художки» - завучем Ольгой Фоминковой и заслуженным художником РБ Ольгой Самосюк. Наш разговор коснулся и родительских тем. Почему такой большой конкурс в школу? Как уяснить, что у ребенка есть талант? Сложно ли совмещать нагрузки с основной учебой?

Основателем школы стал выпускник Ленинградского художественного училища имени Серова Виктор Кириченко, и первоначально она располагалась в здании бывшей грязелечебницы на улице Белякова, где новоявленный директор сам сделал ремонт. За 60 лет педагоги подготовили более пяти тысяч воспитанников, среди выпускников школы на Бабушкина такие известные художники, как Евгений Винокуров, Рашид Хабиров, Александр Дворник, Григорий Загвоздкин, Рамиль Латыпов, Владимир Сидельников, Рамиль Маглиев, Миляуша Гатауллина, Юрий Уждавини.

- Для родителей отдать свое чадо в «художку» - модно и престижно. Всегда ли оправданы такие стремления?

Ольга Фоминкова:

- В художественной школе  - довольно интенсивное и серьезное обучение. Именно поэтому наши педагоги внимательно относятся к каждому ребенку, пришедшему на отбор, где родители и рассказывают, что дочка или сын много и с удовольствием рисует. Просишь показать некоторые работы – стопка однотипных рисунков героев анимэ. К сожалению, это не творчество. Единицы в 5-6 лет могут, к примеру, изобразить свой двор, композиционно выстроить работу, показать живую линию: вот собачья конура и пес с характером, и наклон деревьев разный. Да, это уже талант. Но определить его наличие может только специалист, поэтому пробовать и показывать ребенка нужно всегда.

Есть еще момент обучаемости. Если воспитанник понимает, о чем ему говорят, хочет выполнять задания и готов с упорством трудиться – можно с ним работать, а когда ученик с неплохими задатками заявляет: «У меня сегодня отсутствует вдохновение и не пришло желание», выдающегося результата ждать не приходится.

Ольга Самосюк:

- Я пришла в художественную школу в 10 лет, здание было маленьким. Мои родители платили за обучение символические пять рублей в месяц. К счастью, социальная доступность сохранилась и в настоящее время: при оплате за обучение действуют различные льготы. Конечно, при желании можно отдать ребенка на коммерческое отделение, чтобы у него сформировалась привычка чем-то системно заниматься.

Я считаю, что к нам ходят лучшие дети. Почему? Обучаться пять лет, ходить на занятия три раза в неделю –  труд огромный. Пусть потом он не станет профессиональным художником, но получит базовые навыки, которые помогут ему в любой области. А если к этому прибавить очень важный фактор – знание истории искусств, то ребенок уже становится на голову выше сверстников, потому что знает мировую культуру, понимая, чем барокко отличается от классицизма. Художественные школы можно назвать островком культуры, когда вокруг царит эпоха китча, и в искусстве в том числе.

- Чтобы поступить в художественную школу, нужно пройти очень строгий отбор, многие желающие получают отказ…

Ольга Фоминкова:

- В этом году конкурс на «живопись» (5 лет обучения), «компьютерный дизайн», «керамика» и «дизайн одежды» был 7 человек на место. С одной стороны, это говорит о высоком интересе со стороны учеников и их родителей, с другой – о большой нехватке художественных школ на миллионный город.

Ольга Самосюк:

- Безусловно, их нужно открывать, желательно в разных частях города.

В регионе всего две художественные школы высшей категории – наша и в Стерлитамаке. Для нас это не только определенный уровень, но и большая ответственность. Поэтому первая всеобъемлющая цель – подготовить ребенка к поступлению в профильные училище, институт или в академию, вторым пунктом идут выставки. Поэтому педагогические задачи стоят на первом месте.

Художественно образованная личность – это и про эстетику быта, среды обитания. Такой человек точно в лифте не нарисует. У нас в школе действует закон, если увидели, что ученик рисует на стене, выгоняем в течение суток.

- Что самое сложное для вас, как для педагога?

Ольга Фоминкова:

- Проблема учителя художественной школы – нужно быть и хорошим педагогом, и художником. Сухое преподавание сразу же чувствуется детьми, и сложно их подвигнуть на какие-то творческие успехи.

Когда начинаем работать с ребенком, то говорим, что главное – композиция. А чтобы ее выстроить – нужно размышлять, анализировать и даже прогнозировать. Умение думать и творить – основное, чему мы учим в художественной школе. А то, что даем по рисунку и живописи – основа, техники, различные приемы. Для вариативности мышления даем задания – сделать не один эскиз, а как минимум три.

Для меня как завуча важно воспитать себе смену, привлечь в коллектив молодых специалистов. Если спросить у детей, кто в будущем хочет быть учителем – в ответ молчание. От чего становится немного грустно. Но пока мы держим планку, и к нам в качестве наставников возвращаются наши воспитанники. Конечно, их пугает бесконечное заполнение бумаг и отчетности, из-за которых стремительно уменьшается время на живое общение с детьми.

Нельзя исключать из образования музыку и изобразительное искусство, именно они расширяют кругозор и меняют мировосприятие. Дальновидные японцы не зря уделяют этим направлениям огромное значение.

- Вы преподаете на протяжении многих лет. Как меняются дети?

Ольга Самосюк:

- Очень заметно. Сейчас часто используют термин «клиповое сознание». К сожалению, нам приходится сталкиваться с его проявлениями. У ребят отсутствует необходимость что-то запоминать надолго. Если нужна какая-то информация, достают смартфон и делают пару кликов. Все. Но это влечет за собой сокращение нейронных связей. Приведу пример с сегодняшнего урока. Ребятам третьего года обучения объясняю, как строить куб, а они это делают с первого класса. Многие сидели и слушали прописные истины, словно узнали о них в первый раз. У современных детей, к сожалению, абсолютно короткая, девичья память. Мы стараемся формировать аналитическое мышление, выстраивать связи. Могу с уверенностью сказать, что наши ученики - творческие люди, которые могут придумать и воплотить свою идею. Среди выпускников немало общественных деятелей, ребята работают в Академии художеств, Эрмитаже, профессионально занимаются организацией крупных мероприятий, также, немало подготовили архитекторов. Надеюсь, что сложится такая обстановка, когда лучшие будут оставаться в Уфе и менять ее к лучшему. 

К 60-летию школы в Уфимской художественной галерее (Революционнная, 34) откроется юбилейная выставка произведений преподавателей, выпускников и учащихся ДХШ №2. Приглашаем уфимцев и гостей города на открытие выставки 22 октября.

Альфия ИБРАГИМОВА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий