А ты подписался на нашу газету?
 

Клад Золотой Орды и святыня ислама

Автор: cmanager от 6-05-2021, 22:46

Клад Золотой Орды и святыня исламаКак и когда население Южного Урала приняло ислам? Кем был Хусейн-бек? Откуда в наших краях знаменитый клад из золотоордынских монет? На все эти и другие вопросы дает ответ книга «Средневековые каменные мавзолеи Башкортостана».
В связи с ее изданием и в память одного из авторов в Национальном музее открылась выставка «Ad memoriam: Геннадий Гарустович». Второй автор - известный антрополог Алексей Нечвалода. Экспозиция открылась в рамках симпозиума, посвященного теме средневековой культуры тюркских народов, с участием известных медиевистов из Уфы, Астрахани, Москвы.

Брик-Алгинская сенсация
Археолог Геннадий Гарустович, скончавшийся в 2017 году, исследовал и описал множество археологических памятников на территории республики. В частности, именно он провел раскопки в мавзолее Хусейн-бека и открыл самый большой клад золотоордынских монет.
…Альбом с фотографиями из экспедиций, в центре зала - портрет человека с добрым лицом и проницательным взглядом. А справа - часть того самого золотоордынского клада. Небольшие серебряные монеты рассортированы в соответствии с хронологией правления ханов, чеканивших их: Токта, Узбек, Джанибек, Бирдибек, Кульна… В 1967 году в Белебеевском районе возле деревни Брик-Алга распахали землю, чтобы посадить деревья. Плуг зацепил глиняный сосуд, и на этом месте стали находить серебряные монеты. В 2003 и 2005 годах Геннадий Гарустович провел здесь раскопки, и большая часть клада поступила в фонд Национального музея. Кроме этого были найдены керамические сосуды, орудия (наконечники стрел, гарпуны), складной нож, ножницы, замки, бронзовые зеркала, украшения, орудия сельского хозяйства…
- Я участвовала в раскопках. Деревья к тому времени выросли, и приходилось искать артефакты в их корнях, - рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела фондов Национального музея Светлана Воробьева. - Скорее всего, сосуд с монетами и все эти предметы везли караваном: что-то на продажу, другое - для личных нужд. К примеру, замки могут указывать на то, что были сундуки - деревянные, поэтому они не сохранились. Вероятно, на купцов кто-то напал. Что именно случилось, мы уже не узнаем... Возможно, караван шел на Запад: там располагались Сарай - столица Орды - и Булгар, ближайший крупный город. Обычно отсюда везли пушнину, мед, лошадей, а обратно - украшения, пряности, ремесленные изделия. Хотя анализ состава металлов и технологии изготовления бронзовых зеркал показал, что они были изготовлены здесь - на Урале. Караван же шел проторенным путем, известным с I тысячелетия до нашей эры - северным ответвлением Шелкового пути, по которому в наши места попадали бусы из Индии, золотые украшения с Кавказа, иранская посуда… Взамен на Южном Урале и далее к северу приобретали меха.
- Они везли то, что было востребовано у населения. Монеты же у них были потому, что, видимо, обмен на пушнину был возможен не везде, - считает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, председатель Археологического общества РБ Евгений Русланов. - На территории Башкирии пользовались деньгами: они также найдены на городище Уфа-II, в Петровском кладе в Туймазинском районе, кладе Якты-Куль в Кармаскалинском... Это достаточно узкий хронологический период в истории Золотой Орды, ее расцвет - с 1290 по 1380 год. Ханы Узбек и Джанибек - основные строители этого государства. Монеты ходили долго - до 100 лет: главным были вес и качество серебра, а не изображения на них.
А в 1380 году в Орде началась «Великая замятня» - междоусобная война. Экономика государства рухнула, торговля прекратилась. Поэтому монетных кладов, относящихся к более поздним временам, чем 1380-й, мы не находим. После «замятни» и походов Тамерлана против Орды жизнь в городах прекратилась. Она раскололась на Казанское, Крымское, Сибирское ханство, Ногайскую орду и другие части.

Миссия Хусейн-бека

Появление ислама на Южном Урале было одной из центральных тем в работе Геннадия Гарустовича. Поэтому следующая часть экспозиции - предметы, служившие для поддержания личного благочестия мусульманина: кувшины и чаши для омовений, молитвенный коврик, чалма и халат муллы, четки… Они привезены из предпринятой в 1920-х годах Туркестанской экспедиции музея. Здесь же находится затейливо изукрашенная чернильница из Ирана, найденная в Баймакском районе. Когда-то ей долго и бережно пользовался некий чиновник, возможно, тоже ордынский… Ей Геннадий Николаевич посвятил целую статью.
Так как же происходила исламизация нашего края? Гарустович считал, что первые мусульмане появились здесь еще в X веке: это были кочевники-огузы (средневековый тюркский народ, живший до XI века в степях Средней Азии и Монголии. Впоследствии он стал называть себя по-другому - туркмены). В этом археолог опирается на свидетельство Ибн-Фадлана, посетившего в 921-922 годах Волжскую Булгарию. Массово принимать ислам жители края стали в XIII-XIV веках: в это время территория, населенная башкирами, в основном стала частью улуса Джучи - старшего сына Чингисхана. Еще одной его частью стала Волжская Булгария. Земли Зауралья вошли в улус младшего сына. Хан Узбек, правивший улусом Джучи с 1313 года, сам принял новую веру и активно насаждал ее в своем государстве.
Поэтому Хусейн-бек, который считается первым мусульманским духовным лидером башкир, пришел к жителям, уже исповедовавшим ислам. Эти люди известны археологам как представители Чияликской археологической культуры. Об их верованиях нам говорят погребения, сделанные по канонам ислама: без вещей, в простых могилах, головой на Запад, с разворотом лица в сторону Мекки.
По письменным источникам становится ясно, что Хусейн-бек исполнял роль кади - исламского судьи. Он проводил разбирательства, опираясь на законы шариата - можно сказать, был крупным чиновником улусной администрации. Хотя во многом наши выводы строятся на догадках.
Согласно надписи на надгробии, он умер в период с 1339 до 1340-х годов. Также надпись гласит: «Здесь похоронен справедливый в своих решениях Хусейн-бек, сын Омар-бека из Туркестана». Усыпальница была возведена в том же XIV веке мастерами из Булгара. Геннадий Николаевич предполагал, что в каждом мавзолее должно быть погребение, и в конце 1980-х провел там раскопки. В шести могилах были дети, а в остальных - неизвестный мужчина, сам Хусейн-бек и женщина (его жена). На сегодня проведен молекулярно-генетический анализ костных фрагментов. Хаджи было всего 25-30 лет.
Затем (примерно в XVI-XVIII веках) мавзолей, расположенный на юго-восточной окраине поселка Чишмы, «оброс» другими могилами местных жителей (тамги на них принадлежат башкирам-минцам): бытовало поверье, что святой (аулия) должен содействовать душам умерших потомков в том, чтобы безболезненно попасть в рай. Кладбище Акзиарат стало считаться главной мусульманской святыней Южного Урала, посещение которого приравнивалось к малому хаджу. К сожалению, сегодня, в том числе из-за более поздних захоронений, сохранилась лишь небольшая его часть. Изучение памятника продолжается.
Также археолог считал, что мавзолей был построен вблизи селища-центра башкирского улуса. В Чишминском районе находятся и другие усыпальницы золотоордынского времени - Тура-хана и Малый Кэшэнэ. К сожалению, некрополь вокруг усыпальницы Тура-хана в советские времена был уничтожен. (Четвертый имеющийся на территории Башкирии мавзолей - Бендэбике - расположен в Кугарчинском районе и относится к другой - среднеазиатской - архитектурной традиции: построен не из камня, а из красного кирпича).
На выставке представлен и скульптурный портрет Хусейн-бека, выполненный известным уфимским антропологом Алексеем Нечвалодой. Автор выставки - кандидат исторических наук, заведующая отделом археологии музея Рида Русланова.


Екатерина КЛИМОВИЧ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий