
Производители постоянно жалуются на низкие закупочные цены. Действительно, если картофель отдавать оптом по 7,5, а молоко по 17 рублей – много не заработаешь. Тем более, что на прилавках он лежит по цене, что выше в разы. Удивляет их и разница цифр, озвучиваемых закупщиками, посещающим районы, и тех, которые можно получить в Уфе. Однако везти товар в столицу, допустим из Кигинского района, может далеко не каждый. Ехать в город и продавать на рынке не получается и потому, что объемы производства в отдельных хозяйствах такие, что за прилавком не постоишь.
Есть претензии и к государству: каждое лето, в самый разгар сельскохозяйственного сезона, повышается стоимость мазута и бензина. Буквально на днях на заправках «Лукойла» поменяли ценники: с 37,8 рубля до 38,1. Возникает вопрос: почему не ограничиваются цены на ГСМ. Вопрос, впрочем, риторический, ведь доля налогов, взимаемых на всех этапах от добычи нефти до продажи в розницу, составляет примерно 55 процентов. Фермеры жалуются, что государственная поддержка крестьян, к сожалению, существуют пока что только на словах.
У торговцев своя точка зрения. Она была озвучена в конце июля на конференции, где встретились производители и ритейлеры. Председатель Башкирской торговой ассоциации Виталий Черевков рассказал, что республиканские фермеры умеют выращивать по-настоящему качественный товар, но остается и ряд нерешенных проблем:
- Предприятия торговли, в первую очередь, ориентируются на своих покупателей и стараются им предложить то, что те готовы покупать. Сейчас потребитель, помимо качества, хочет видеть практичную упаковку и презентабельный вид, а овощи должны быть чистыми и уложенными в соответствующую тару. Здесь условия диктует не торговля, а покупатель. Мы хотим донести эту информацию до производителей, чтобы начать слаженную и взаимовыгодную работу. А пока, к примеру, большую часть продуктов наши рестораны и отели закупают в Московской области, где налажено сельхозпроизводство в промышленных масштабах.
В ходе встречи выяснилось, что сельчане варятся «в собственном соку», не имея на местах информацию о закупщиках, их ценах и координатах. И беседа, конечно же, помогла наладить связи – собрались 32 фермера, 10 дистрибьюторских компаний и шесть представителей торговых сетей. Закупщики охотно шли на встречу, отвечая на любые вопросы и уговаривая производителей увеличивать надои и урожаи и предлагать им, что это позволит значительно снизить затраты на логистику.
Было озвучено пожелание к сельчанам заводить новые рыбные пруды – этот товар у нас в дефиците, и есть возможность заместить норвежский лосось домашним карпом.
А представитель государства заверил, что политика по созданию и обновлению фермерских рынков будет продолжаться, в чем крестьяне убедятся уже осенью в ходе традиционных ярмарок.