А ты подписался на нашу газету?
 

Сеанс гипноза от Льва Николаевича

Автор: gines от 13-09-2017, 21:24
Сеанс гипноза от Льва НиколаевичаРусский драматический театр открыл сезон премьерой комедии «Плоды просвещения»
Профессор Кругосветлов. Предсказания, предчувствия, виденья и многое другое - все это не что иное, как проявление медиумической энергии. Но сама энергия не признавалась таковой до самого последнего времени… С 1890 года, когда была написана пьеса, магическая (или медиумическая - не будем увязать в терминах) энергия проявила себя мощнейшим образом: одна только серия фильмов о маге Гарри Поттере собрала в прокате 7,7 миллиарда долларов. Что ни делай, а любит человек мысль о том, что есть некая волшебная сила, влияющая на его жизнь - стоит только ее познать, изучить, договориться… Тем более что стоит ему только вообразить, что «сам человек всем и управляет» - как судьба, в духе Воланда, так и норовит хорошенько щелкнуть по носу.
Вот и Леонид Федорович Звездинцев, отставной поручик и владелец 24 тысяч десятин в разных губерниях (а это 26 160 гектаров, между прочим) - увлечен медиумическими сеансами чрезвычайно: духи - возможно, души исторических личностей - желают общаться с живыми, им есть что сообщить! Ну а в делах, в управлении этими самыми десятинами - отдать ли их там крестьянам внаем, или продать, или ввести усовершенствования, которыми так мучил Лев Николаевич читателей «Анны Карениной» - что тут может быть увлекательного? А потому эти самые дела, скорее всего, не в лучшем состоянии. Например, 500 рублей для поддержания начинания сына Василия - создания общества разведения густопсовых собак (дело важнейшее, сами видите) - изыскать невозможно. А тут вдруг являются мужики из Курской губернии и просят продать им землю в рассрочку.
И чем дальше происходит общение двух миров - лапотного и «просвещенного» (мужики, по некоторым причинам, в доме задержатся) - тем больше одолевает ощущение: ну как все это могло сосуществовать в одной стране? Однако же могло, и не один век.
«Скука у Фофо» (то есть в обществе равных) - и всеобщее доверие к медиуму, будь он хоть неграмотный мужик-буфетчик. Ежедневные 10-рублевые визиты доктора к матери семейства - и недостаток 100 рублей, чтобы оплатить доставленное платье. Густопсовые собаки закуплены, а о месте их содержания никто и не подумал, из чего происходят всякие забавные казусы. 32 с лишним тысячи - цена земли, которую хотят выкупить мужики - и 4 тысячи, которые с трудом наскребла вся деревня в качестве «первоначального взноса». И этот рефрен: «Земля наша малая, не то что скотину - куренка некуда выпустить!» - на фоне самой страны, в которой происходит действие… Словом, не зря Толстого считают морализатором: даже в комедии для семейной постановки, которую дочь Мария случайно нашла в его черновиках - и то не обошелся без того, чтобы поднять самый важный российский вопрос. И сине-голубое с золотом пространство сцены говорит не только о высоких духовных устремлениях персонажей - есть здесь что-то и от дворцов фараонов, весь изображаемый уклад жизни скоро - мы-то знаем - станет такой же древней историей.
Юмор заключен не столько в водевильной развязке, организованной ловкой горничной Таней - темнотой и верой в медиумическую энергию грех не воспользоваться, а у нее в этом есть свой интерес - сколько в том, как «просвещение» одаривает каждого представителя высшего класса лишь новыми предрассудками: верой в медиумов и столоверчение (между прочим, тут еще не крайний случай - Анне Карениной эти суеверия стоили жизни) либо верой в медицину и только что открытых микробов (которыми, по убеждению хозяйки дома Анны Павловны, с ног до головы обсыпаны несчастные мужики). У сына Звездинцевых - увлечение любым вновь созданным модным обществом (от велосипедистов до упомянутых собак и конских ристалищ - все, надо полагать, весьма недешево), у дочери Бетси - полная эмансипация (что это такое, она, наверное, и сама не знает, только с матерью теперь разговор другой). То-то веселятся слуги, наблюдая за причудами господ! «Только, господи благослови, глаза продерут, сейчас самовар, чай, кофе, щиколад. Только самовара два отопьют, уж третий ставь. Какие у них дела? В карты да в фортепьяны - только и делов», - ворчит кухарка. Вот тебе и все результаты просвещения! Ну и, конечно, есть фигуры - профессор Кругосветлов, например - умеющие извлекать из новомодных веяний нешуточный доход: главное –сохранять вид полной уверенности, тогда веру в медиумическую энергию не поколеблют никакие самые очевидные факты. Причем самостоятельно подумать, излечиться от иллюзий, испытать нравственное перерождение Толстой дает только самым любимым своим героям вроде Пьера Безухова. А про остальных хочется сказать словами Конан-Дойля: «Опасно отнимать у тигрицы тигренка, а у женщины - ее заблуждение»; пытаться лишить человека иллюзий, которые одни только и скрашивают его существование - жестоко и порой опасно. А у кого из нас их нет? В этом-то и смех, в этом-то и горечь.
Комедия в постановке художественного руководителя Орловского драматического театра Игоря Черкашина разыграна с видимым удовольствием, с придумками и неожиданностями. В едином ансамбле с корифеями русской сцены - Владимиром Латыповым-Догадовым (Звездинский), Александром Федеряевым (Кругосветлов), Ольгой Лопуховой и Татьяной Калачевой (Звездинская), Олегом Шумиловым (камердинер Федор Иваныч), Тимуром Гариповым, Сергеем Басовым и Олегом Сальцыным (мужики) - существует молодое пополнение театра - Антон Болдырев (Василий), Лариса Капустина (Бетси), Татьяна Ахроменко (Таня), Руслан Бельский (буфетчик Семен), Владислав Арсланов (лакей Григорий). А сам-то Лев Николаевич! Каким он, оказывается, мог быть забавником, со своими мужиками!

Екатерина КЛИМОВИЧ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий