Чистый подъезд, стены без граффити, убранный мусор и снег, елочки во дворе, детская площадка, огороженный газон… Все это возможно. Можно даже установить современную систему учета коммунальных ресурсов и получить нулевой ОДН, а на чердаке дома открыть биллиардную -такие примеры в Уфе есть. Но для этого определенным складом ума должны обладать не только те, кто наводит весь этот уют, но и сами жильцы.Однако, к сожалению, есть немало собственников квартир, которые помнят только о чужих обязанностях. О том, как это затрудняет работу жилищников, рассказывает директор ООО «Домоуправление «Южный» Владислав Афанасьев.
Снежная страда…
Начнем с того, что на дворе снова сезон снегопадов. Время от времени все уфимцы будут видеть объявление: «В такое-то время, скажем, с 9 до 11 часов, во дворе будет производиться уборка снега. Просим на это время убрать автомашины». Многие эту просьбу не выполняют, и мы не имеем возможности пустить трактор и «КамАЗ». А потом люди сетуют, что двор очищен не полностью.
А дело - труба
Жалобы на запах из подвала редакции газет и проверяющие инстанции тоже получают нередко. Но зачастую это вина не только жилищников.Все начинается с засоров канализации, а возникают они потому, что жители бросают в унитазы памперсы, наполнитель кошачьего туалета, остатки кафельной плитки, битое стекло, сгнившую картошку. Знаете, иногда хочется выдать инструкцию по пользованию квартирой. Когда человек получает инструкцию, он понимает: нарушишь - будешь сам виноват в поломке.
Канализационная труба сужается, закупоривается. Чем выше дом, тем больше давление воды на трубу в подвале - и вот она разрывается и затапливает его (а в подвале, кстати, нередко находится и электрощиток, проводка тоже может пострадать, что чревато коротким замыканием). После того как слесари-сантехники вычищают все это и помещение обеззараживают, запах может держаться еще очень долго.
Похожая ситуация и с мусоропроводом: нам случалось извлекать из него подушки и матрасы. Так он забивается, а затем скопившийся мусор может посыпаться на голову жильца с другого этажа, и виноваты опять будем мы. Ну а от крупногабаритного мусора -строительного, матрасов, старых рам, диванов - жители обязаны избавляться сами: вывозитьна полигон ТБО и покупать талон на утилизацию. Расходы на все это в статье «Содержание дома» не предусмотрены, если мы этим занимаемся, они ложатся на всех жильцов. Приходилось нам грузить и увозить кучу в 100 огромных мешков с мусором после ремонта высотой до второго этажа. Случалось и ловить нарушителей на месте и при помощи сотрудников Центра общественной безопасности составлять протоколы об административном правонарушении.
Гости из Вандалузии
Если вы думаете, что вандалы действуют только в парках, скверах и дворах, это не так. У них тоже есть квартиры. Если в вашем лифте целы кнопки вызова, не исписаны стены - вам повезло. А можно еще возить в нем грузы, царапая стены, запихивать шкафы в запирающиеся створки… Подъезд сразу примет знакомый печальный вид. Но можно начать с малого. Чтобы ходить на работу в блестящих, начищенных ботинках, некоторые брызгают обувь кремом-спреем на лестнице, не желая пачкать собственный пол. Его черные следы потом не отмоешь ничем.
Больше трех - собираться
Многие вопросы - например, по текущему ремонту - решаются на общем собрании собственников. Все хотят знать стоимость ремонта, и мы готовим экономически обоснованный расчет. Во многих случаях действовать без решения общего собрания мы не имеем права, но… Сначала никто не хочет приходить, затем, когда собрание переходит в очно-заочную форму (то есть опрашивают владельца каждой квартиры), выясняется, что многие жители не согласны ни с одним из предложенных вариантов. «Что же вы не высказались на собрании?» - «Я видела из окна, что там стоят всего два человека», «Я шел домой и видел, как мало людей собралось». Что ж не присоединились? А потом пишут жалобы в Госжилинспекцию, в прокуратуру. Приходят проверяющие - как правило, нарушений не обнаруживают, но сколько времени это отнимает! Времени, когда мы могли бы сделать что-то полезное. Вот недавний пример. Жители двух соседних домов попросили оградить детскую площадку, решили внести в квартплату средства на оплату работ. И вот получаем письмо: «На собрании я не был, детей нет, и прошу от этих расходов меня освободить». Ну извините. По закону решение, принятое двумя третями голосов жильцов, обязательно для всех. Хотите поспорить - приходите на собрание.
Обманчивая экономия
С неплатежами борются, как известно, все ЖЭУ, ТСЖ и УК, и у них есть на это причины: дома, где собирается вся квартплата, редки, а рассчитываться с поставщиками воды, электроэнергии, газа мы обязаны в полном объеме, к тому же с начисленной (а не с собранной!) суммы мы платим налоги. Злостным неплательщикам ставим заглушки канализации, но и это действует не на всех. Кто-то предпочитает заплатить «специалисту» за попытку снять заглушку, либо попытаться сделать это самостоятельно, портя общие коммуникации.Как правило, это кончается плачевно и для дома, и для нарушителя.
С занижением показаний счетчиков сегодня борются путем установки на приборы учета антимагнитных лент. Мы тоже это делаем, однако затем жилец может просто не впустить контролера в квартиру, чтобы проверить состояние ленты. Но собственники должны помнить: общедомовой счетчик работает, недооплаченные ресурсы зачастую составляют львиную долю ОДН (который теперь скрывается в графе «Содержание»). ОДН по воде может составлять до 1000 кубометров! Постоянные утечки такого объема просто разрушили бы фундамент дома, да их и нет –это обычная потребленная вода, просто не учтенная индивидуальными счетчиками, либо их показания занижены.
Психология успеха
Вообще мне кажется, вся беда в том, что собственники квартир не считают нужным исполнять своих обязанностей в доме, а они у них есть. И законодательством не предусмотрено наказания за это. Да и вообще психология собственника, который не только владеет имуществом, но и несет за него ответственность, у многих не сформировалась.
Но пора переходить к позитиву. Если есть понимание того, что контакт жителей с нами означает изменения к лучшему, в доме удается навести порядок. Как правило, это означает появление
совета дома - таких домов на сегодня около трети. У нас появляются помощники: к примеру, если контролера, проверяющего показания приборов, сопровождает старший по дому, то вероятность попадания к квартиру намного выше. Ну а консьерж повышает уровень благоустройства в разы. Правда, бывает, что жильцы сразу начинают предъявлять к старшему по дому слишком много требований, на собраниях выплескивают весь накопившийся негатив, и у человека опускаются руки. Мы же со своей стороны стараемся его поддержать: в срок выполнить все решения жильцов, осуществить планы, чтобы люди поверили в главу своего совета. Словом, мы стремимся к сотрудничеству. За четыре года восемь наших домов победили в республиканском конкурсе «Лучший многоквартирный дом», а победа означает премию в 100 тысяч рублей, которые можно потратить на благоустройство: детскую площадку, видеонаблюдение, энергосбережение. Хотите того же для своего дома? Сотрудничайте со своей УК!