На состоявшихся 18 сентября выборах депутатов Госдумы РФ VII созыва Павел Качкаев, хорошо известный по занимаемой в 2003-2011 годах должности главы городской администрации, одержал уверенную победу в одномандатном округе и во второй раз подряд вошел в число избранных от Башкортостана депутатов Госдумы РФ. Перед началом новой думской сессии Павел Рюрикович рассказал «Уфимским ведомостям» об основных итогах работы во время своего первого депутатского срока и поделился планами на будущее.
- По итогам выборов вы набрали 114 тысяч голосов, что более чем в три раза превышает результат вашего ближайшего оппонента. Чем запомнилась эта избирательная кампания и как можно прокомментировать ее результат?
- Главным отличием от кампании 2011 года стало то, что теперь я шел не по партийным спискам «Единой России», а как кандидат по одномандатному округу. Соответственно, если раньше все организационные вопросы брала на себя партия, то теперь их пришлось решать мне и моему штабу. В целом, на мой взгляд, кампания прошла удачно, хотя оппоненты, особенно в медийном плане, были весьма сильны. Что касается числа набранных голосов, то, думаю, здесь могло сыграть сразу несколько факторов, влиявших на выбор уфимцев. Это и результаты работы в качестве мэра, и депутатская деятельность в Госдуме, и, конечно же, живые встречи с избирателями, которых я старался проводить как можно больше.
- Если можно, расскажите подробнее о работе в Госдуме VI созыва. Какие законодательные вопросы курируемой жилищно-коммунальной сферы удалось решить?
- За последние четыре года мы внесли много важных изменений в Жилищный кодекс. Это - вопросы капремонта, лицензирования управляющих компаний, ГИС ЖКХ и целый ряд других. Многие из нововведений вызвали вал популистской критики, но, несмотря на ряд сложных моментов, решения были правильны. Остановлюсь подробно на наиболее важных из них.
В 2012 году был принят Федеральный закон ФЗ №291, требующий от предприятий коммунального комплекса и энергетики вести долгосрочную тарифную политику. Это необходимо, чтобы инвестор, желающий вложить средства в коммунальное предприятие, мог видеть, что ждет его в перспективе.
В конце года Госдума приняла закон о создании системы финансирования капремонта многоквартирных домов, который ввел обязательные ежемесячные платежи для собственников, которые при этом могут выбрать способ накопления средств - через регионального оператора или на отдельном специальном счете собственного дома. И хотя такая мера вызвала широкую полемику с множеством критических выступлений, этот закон очень нужен, поскольку только он позволит реально улучшить техническое состояние домов. Ведь до этого во многих городах за капремонт собственники жилья не платили вообще.
В 2013 году был принят ФЗ №103 «О концессионных соглашениях», где впервые были прописаны права и устанавливалась четкая ответственность власти и концессионеров. Сегодня закон заработал в полную силу – уже более 400 предприятий переданы в концессию, идет их оздоровление с участием средств частного бизнеса. Если до 2014 года до 90% средств на оздоровление предприятий коммунального комплекса направлялось из разного уровня госбюджетов, то сегодня пропорция изменилась в сторону частного бизнеса. В прошлом году им было вложено порядка 137 миллиардов рублей. Эта цифра небольшая - около 30 процентов от потребностей, но она говорит о движении вперед.
Другим важным решением 2013 года стал закон, ограничивающий рост платежей за ЖКУ, путем введения в Жилищный кодекс предельно максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Они устанавливаются правительством РФ в среднем по регионам сроком не менее чем на пять лет по предложению уполномоченного органа власти с учетом темпов роста цен на энергоресурсы.
В 2014 году заработал Федеральный закон №255 «О лицензировании управляющих жилищных компаний», благодаря которому ситуация в этой сфере стала намного понятнее. Благодаря лицензированию мы наконец-то узнали, сколько управляющих компаний работает в стране. Их около 16 000, а раньше назывались цифры от 12 до 22 тысяч.
В том же году был принят очень важный для развития отрасли закон о создании в стране Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которая полностью заработает в 2017 году. Он касается 50 миллионов лицевых счетов собственников жилья, 66 тысяч предприятий коммунального комплекса и порядка 20 тысяч управляющих компаний и ТСЖ. Это позволит предприятиям и жителям видеть, кому и за что они платят. Основная задача ГИС ЖКХ – сделать отрасль более прозрачной и открытой.
Среди принятых в 2015 году, я бы отметил ФЗ №307, направленный на повышение платежной дисциплины. Сейчас объем долгов в жилищно-коммунальном секторе составляет около триллиона рублей при общем обороте в 4-5 триллионов. Из них около 250 миллионов – долги собственников жилья и управляющих компаний, а остальное – коммунальных предприятий друг другу. «Водоканал» имеет долги за электроэнергию, энергетики, - за воду, которая нужна для охлаждения ТЭЦ, получается замкнутый круг. Сегодня пени за неоплаченные услуги и ресурсы переведены в ранг федерального закона, максимальный размер - 1/130 ставки рефинансирования. Благодаря этой мере платежная дисциплина должна возрасти, что, безусловно, улучшит общее положение в отрасли.
- С проделанной работой понятно. А что предстоит сделать в новом созыве?
- Думаю, нам нужно решить четыре основных вопроса. Первый – принять закон о прямых договорах на поставку населению коммунальных услуг и ресурсов, что позволит убрать прокладку между собственником квартир и ресурсоснабжающими организациями, которой сейчас являются управляющие компании. Ведь не секрет, что многие из них тратят средства, собранные с жильцов, на свои внутренние нужды. Прямые договоры позволят оценить реальные результаты работы управляющих компаний и значительно уменьшить накопившиеся долги за поставленные ресурсы.
Второй - связан с созданием постоянно действующей программы расселения и сноса аварийного жилья, по типу той, что уже есть в сфере капремонта. Третий вопрос - 416-й Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», который должен дать возможность нашим водоканалом успешно развиваться. Основной момент здесь связан с четким разграничением зон ответственности. Сегодня водоканалы, имеющие только биологические очистные сооружения, отвечают за все стоки, которые сбрасывает как жилой сектор, так и предприятия. При этом биоочистка, позволяет удалять из воды далеко не все вредные компоненты, например, она не улавливает металлы. Основная мысль Закона «О водоснабжении» – каждый должен сам отвечать и платить за свои стоки.
Четвертое - главное направление деятельности – запуск в нормальную эксплуатацию системы ГИС ЖКХ. Здесь есть определенные трудности, например, с предоставлением информации ресурсоснабжающих организаций об инженерных сетях. Мы вместе с минстроем и минсвязью занимаемся развязыванием оставшихся сложных узлов. ГИС ЖКХ должна заработать уже в 2017 году. С ее помощью жители смогут видеть, куда тратит деньги управляющая компания, проверять тарифы, взносы на капремонт, наконец, заплатить и распечатать квитанцию, не выходя из дома. Уверен, такая система заставит коммунальщиков работать лучше. Ведь лучший способ действенного контроля – привлечение к нему собственников жилья.
- Павел Рюрикович, в недавней беседе с депутатами Госдумы глава Башкортостана Рустэм Хамитов заявил о необходимости в самом широком смысле лоббировать интересы региона. В чем, на ваш взгляд, заключается такая возможность?
- Здесь я бы выделил два момента. Во-первых, принятие законов, внесенных в Госдуму Госсобранием - Курултаем РБ. Сейчас по этому показателю парламент нашей республики входит в тройку лучших в стране – принимается около 15 процентов внесенных им законов, при среднем показателе 8. У нас принята схема, согласно которой избранные от республики депутаты отвечают за те или иные внесенные Курултаем законопроекты, что, безусловно, способствует их принятию.
Вторая задача заключается в обеспечении участия нашего региона в каждой из 40 действующих в России государственных программ. Для этого нужно грамотно и вовремя готовить документы, налаживать деловые связи с кураторами из федерального центра, в чем мы, депутаты, стараемся оказать региональным властям всю возможную поддержку.
- В заключение хотелось бы задать такой вопрос: какие перемены к лучшему вы бы могли отметить в Уфе как житель и крепкий хозяйственник?
- Прежде всего, хочу отметить реконструкцию существующих и создание новых мест для прогулок и отдыха, а также благоустройство зеленых зон, что однозначно повышает качество жизни в городской среде. А также успехи строительной отрасли, показатели которой превзошли лучшие советские годы. Здесь очень важно сохранить набранный темп, что требует, прежде всего, создания необходимой инженерной инфраструктуры.