
- Ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо постоянно развивать, заниматься с ним ежедневно. Будь то лечебная физкультура, консультации с психологами, уроки с дефектологами, массажи. Все это достаточно дорого. Но мы нашли выход: научить этому самих родителей, - рассказала председатель Совета матерей детей-инвалидов Гульшат Ибрагимова. – В прошлом году организовали курсы повышения квалификации на базе Башгоспедуниверситета. Пока их окончили десять женщин. После года обучения мамы стали дипломированными специалистами и теперь могут сами оказывать детям необходимую помощь. С января 15-го года начнется новый курс. Заявки уже подали 11 родительниц.
На особом месте стоит тема инклюзивного образования. «Из 243 детских садов в 125 осуществляется коррекционная работа. Помощь получают около 3 тысяч детей дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии, в том числе 406 детей-инвалидов. С 2011 года реализуется проект по предоставлению дополнительных образовательных услуг. Их по обращениям родителей на базе детских садов получают 25 малышей», - сообщила начальник Управления образования Елена Хаффазова.
Детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, с каждым годом становится все больше: безбарьерная среда организована уже в 15 школах и начата еще в 17-ти. А благодаря Центру дистанционного обучения дети-инвалиды имеют возможность получать качественное образование не только в коррекционных школах, но и в обычных. Сегодня знания на расстоянии получают 48 детей с 1-го по 11-й классы, из 34 выпускников центра 19 поступили в вузы.
Представители общественных организаций заявили, что одна из важнейших проблем – доступ к городским объектам. Не все предприятия и организации еще адаптированы под требования инвалидов. В этом случае они должны быть оснащены системами вызова. В идеале, нажав на кнопку звонка, установленную на входе, человек должен быть уверен в том, что к нему немедленно выйдут. Но на практике оказывается иначе. Инвалиды посетовали, что ожидание значительно затягивается, а иногда звонок и вовсе игнорируют.
Полностью не решена проблема парковок. Часто места для инвалидов занимают обычные автолюбители. Та же ситуация на подъездных путях к школам, детским садам и больницам. Перегородив доступ к учреждению, водители со спокойной совестью уходят по своим делам. Им даже в голову не приходит, что от этого могут пострадать другие люди.
Формальное отношение проявляется и в обустройстве пандусов, из-за чего колясочники просто физически не могут попасть в некоторые общественные места. Порой роль пандуса играют два наспех приделанных металлических желоба, или подъем сделают, а про перила забудут. Бывает, что поручни устанавливают так далеко друг от друга, что держаться обеими руками за них невозможно. Поверхность некоторых пандусов выполняется из скользкого материала, в результате подняться по нему на инвалидной коляске не представляется возможным.
По словам чемпиона-паралимпийца, а ныне руководителя Общественного коррекционного совета по делам инвалидов Марата Юсупова, нет системной работы и в вопросе приема объектов строительства. Зачастую новые здания не соответствуют требованиям доступной среды.