А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

Для мысли должна быть база

Автор: gines от 28-03-2016, 19:58
Для мысли должна быть базаВ 62 года она освоила новую методику преподавания, в 75 - овладела компьютером. Сегодня отличнику народного просвещения Российской Федерации Руфе Спектор - 85, но она по-прежнему востребована коллегами лицея «Содружество» и на кафедре русского языка и литературы Института развития образования.
- У вас огромный педагогический опыт. Что бы вы сказали тем, кто только собирается выбрать тяжелый хлеб учительства?
- Одного диплома об окончании педагогического вуза недостаточно. Учителем по мановению волшебной палочки не становятся. Поначалу педагог может завоевать расположение воспитанников благодаря молодости, внешнему виду, доброму отношению к ним, порой даже попустительству. Знающим, умеющим и понимающим он становится, пройдя большой жизненный путь. Я почувствовала себя учителем, когда вместе с житейским опытом приобрела желание идти в ногу со временем, стремление пополнять знания в своей области, не бояться признавать ошибки, учиться у профессионалов.
- Как вы находили контакт с ребятами?
- Без уважения к личности невозможно построить отношения. А авторитет завоевывается, прежде всего, профессионализмом. Учитель должен быть докой в своем предмете. Второе - ни в коем случае нельзя унижать своих воспитанников. Это - главный принцип воспитания. Относиться к ребенку, руководствуясь отношением: хорошо учится – люблю, плохо – терпеть не могу, непозволительно.
- После ухода на пенсию вы, можно сказать, снова сели за парту. Хотя были признаны в профессиональной среде и могли бы почивать на лаврах.
- Скажу больше: по-настоящему учителем русского языка почувствовала себя, когда освоила методику развивающего обучения, взглянула на предмет с иной стороны: увидеть закономерность и целесообразность в кажущемся хаосе слов и предложений. В то время лицеем «Содружество» руководила Наталья Каганская, которая не жалела ни сил, ни времени на внедрение инноваций, посылала учителей на курсы в Москву, организовывала встречи и семинары. Нельзя не отметить и сотрудничество с кафедрой русского языка и литературы ИРО, также способствовавшее совершенствованию знаний.
Меня это увлекло, я засела за книги, чтобы досконально изучить методику Эльконина-Давыдова. Считаю, учиться нужно в любом возрасте.
- Система образования постоянно реформируется. Не кажется ли вам, что вреда от этого больше, чем пользы?
- Федеральные государственные образовательные стандарты, которые ныне пришли в школу, не виноваты в том, что дети плохо знают русский язык. ФГОСы как раз и базируются на развивающем обучении, когда ученик, идя к цели, получает навыки самостоятельности, творчески походит к изучении того же правила. Те, кто осваивал русский по советской системе образования, в большинстве своем пишут без ошибок, и причина не в том, что они учили правила назубок, а в том, что много читали. Сегодня этот механизм не работает. Поэтому продуктивнее, когда ребенок не зубрит правописание безударных гласных в корне, а сам выводит правило, решая проблему. И даже то, что продвинутый учитель нынче записывает тему в конце урока, подводя таким образом итог работы, - достаточно символично.
Как бы ни были сложны правила, их нельзя упрощать. Русский язык – система сложная, логичная, и красивая.
- Тем не менее баллы ЕГЭ по этому предмету не становятся выше…
- Если дети не читают, они грамотными не будут. Должна быть база для мысли. Язык неотделим от мышления. Когда мы общаемся, не думаем, как он устроен. Но из всего богатства каждый раз точно и без видимых усилий выбираем именно то, что нужно в данной ситуации. И если устройство языка наука уже в значительной мере изучила, то к решению этого вопроса только приступает.
Если ребенок не может понять разницы в значении слов «ледяной» и «ледовый»- значит, он мало читает. В романе-антиутопии английского писателя Джорджа Оруэлла «1984» людей пытаются лишить свободного владения языком, чтобы они перестали мыслить, любить, принимать решения. Человек, плохо владеющий языком, не может выразить своего мнение. Ему тяжело найти контакт с другими людьми. Тонкий юмор, словесное творчество, самоанализ – потеряны для него. В мире есть много вещей, которые сильнее нас – стихия, государство. Но есть неощутимое оружие – язык. Оно поможет людям договориться и предотвратить наводнение. И владение им – главное, чему стоит учиться в школе.
- Вы много внимания уделяли творческой работе с детьми. Какие результаты это дает для познания предмета?
- В лицее мы 10 лет выпускали газету «Привет!», где ребята могли высказать собственное мнение, поделиться наболевшим. Потом к ним примкнули учителя и родители. Затем настала очередь альманахов. Иногда они были тематическими, например, мы объявили конкурс переводов стихотворений с английского языка. Получился большой журнал. Иногда публиковали лучшие сочинения, иногда это были работы на заданные темы. Так родился альманах «Узнай сокровенное слово»., куда вошли не только рассказы и стихи, но и рисунки.
Одновременно вела и драматический кружок. Учителя помогали разучивать песни, ставили танцы, писали музыку к моим стихам, вошедшим в спектакли. Мы поставили спектакли «Малыш и Карлсон», «Винни-Пух», «Буратино в Стране дураков». Сегодня те маленькие актеры – состоявшиеся люди, не зациклены только на своей профессии, они творческие личности.
- С чего начинается ваш день?
- С просмотра новостей. Также общаюсь со своими выпускниками в соцсетях. Многие из них учатся в известных вузах, но обо мне не забывают.
- В чем, по-вашему, смысл жизни?
- Оставить после себя добрую память. Чтобы не стыдно было за своих детей, внуков, учеников. И когда, поздравляя меня с днем рождения, дети пишут, что мои уроки им пригодились, испытываю удовлетворение от того дела, которому посвятила себя.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий