А ты подписался на нашу газету?
 
» » Невидимые барьеры инклюзии

Невидимые барьеры инклюзии

Автор: nabludatel от 19-01-2015, 21:35
Невидимые барьеры инклюзииКоличество школ, входящих в программу «Доступная среда» растет с каждым годом. Но чем больше проходит времени, тем яснее становится: проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не сводится только к созданию материально-технической базы и падению архитектурных барьеров. Инклюзия – идея стратегическая, связанная с нравственностью, и невидимые барьеры быстро преодолеть не удастся.
Что надо сделать, чтобы социализировать ребенка-инвалида в границах учебного заведения, - об этом мы беседуем с директором школы №80 Ольгой Ильиной.
- Школа включена в список учебных заведений, осуществляющих проект «Доступная среда». Что уже сделано?
- Появились пандусы при входе, расширены дверные проемы, оборудованы сенсорная комната и зал спортивной гимнастики. Появились специальные туалеты и поручни по периметру коридоров. Правда, преобразования пока коснулись только первого этажа.
- Итак, ребенок-колясочник может добраться до своего класса. А как сделать, чтобы адаптация ученика с ограниченными возможностями здоровья прошла комфортно?
- Мы прекрасно понимаем, что инклюзия предполагает подготовку всех участников школьного сообщества. Это в первую очередь формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения. Известны случаи, когда родители категорически возражали, чтобы их дети учились с ним в одном классе. Они считают, что их дочь или сын будут ограничены в получении качественного образования, потому что учитель слишком много времени должен посвятить особенному однокласснику.
- Их понять можно. В чем же выход?
- Мы разработали программу, предусматривающую повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья, в нее, в частности, входят обучающие семинары. В планах - провести анкетирование учащихся. По предварительному устному опросу в начале учебного года школьники и учителя видят в совместном обучении в основном положительные стороны как в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и влиянию на их саморазвитие и развитие межличностных отношений. Намечены мероприятия по воспитанию у школьников толерантного поведения. В феврале-марте планируется провести круглый стол, на который будут приглашены родители, классные руководители, психологи центра «Саторис». Тема – преодоление стереотипов в отношении людей с инвалидностью. Планируется создание смешанных классов, где будут учиться обычные дети и один-два ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Даже если ваши планы претворятся в жизнь, это не решит проблемы распределения внимания учителя к таким детям, они все равно, образно выражаясь, будут тянуть одеяло на себя.
- Просторные классы, широкие двери и пандусы – только малая часть того, что необходимо для развития инклюзивного образования. Проблемы, с которыми мы столкнулись на начальном этапе, в первую очередь связаны с тем, что массовые общеобразовательные школы ориентированы сегодня на детей, способных освоить стандартную учебную программу, для которой достаточными являются типовые методы педагогической работы. Необходима система комплексного психолого-педагогического сопровождения таких детей. Нужны специально обученные тьюторы и педагоги, владеющие методикой работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья. В тех школах, где реализуется совместное обучение, ребенка пока сопровождают родители. Сейчас, кстати, готовится группа волонтеров. В дальнейшем профессиональной подготовкой тьюторов будет заниматься специальный факультет БГПУ имени М. Акмуллы.
- Как обстоит дело с финансовой поддержкой инклюзии?
- На этот вопрос пока нет ответа. Чтобы система заработала эффективно, необходимы дефектологи, сурдопереводчики, психологи и соцпедагоги, услуги вспомогательного и административного персонала. Содержание учебного и вспомогательного оборудования также требует финансовых вливаний.
Подводить итоги пока еще рано, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться в обычной школе. Надеемся, что особенными, в хорошем смысле слова, станут и здоровые ребята, проходящие через инклюзивное образование. Они станут милосерднее и терпимее к тем, кто не похож на них, но имеет право на полноценное образование и общение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий