В преддверии Дня учителя мы поговорили о самых актуальных вопросах с ректором Института образования РБ, доктором экономических наук Азатом Янгировым.
- Сейчас как никогда актуально понятие «учитель будущего». Как мы знаем, наши преподаватели участвуют в одноименном всесоюзном конкурсе. Какие педагогические качества он должен раскрыть?
- Здесь есть интересный принцип: с приглашаемой школы привлекается 3 человека, и соревнование идет в формате не отдельных педагогов, а именно команды. Они проходят несколько этапов: так называемые «дебаты.2.0», когда в решении поставленной задачи сообща вырабатываются аргументы за и против. Второе задание называется «методический конструктор», где совмещаются разные дисциплины для разработки практической методики, и третий этап – «разбор кейсов». Даются различные психологические ситуации, например, ученик не может влиться в класс или есть конфликт между парнями и девушками. Участники вместе решают, как учитель должен себя вести в них.
Конкурсные этапы идут сейчас во всех федеральных округах, финал пройдет в Санкт-Петербурге. Победители получат стажировку за рубежом.
Основной посыл этого конкурса, который станет ежегодным, - умение работать в команде. Учитель будущего – это ни в коем случае не единоличник, а часть коллектива. Также немаловажно приобретение так называемых мягких навыков. Если жесткие – базовое, то набор мягких предполагает умение общаться с учениками, выстраивать отношения с родителями и представителями общественности.
- Раньше авторитет учителя был непререкаем. Сейчас время изменило отношения между людьми. Внедрена ли в систему образования подготовка учителей к различным жизненным ситуациям?
- По этому поводу могу сказать, что республика в числе 12 регионов участвует в пилотном проекте, реализуемом благотворительным фондом Сбербанка. Суть его заключается в том, чтобы именно обучать учителей мягким навыкам и уметь вести урок одновременно несколькими учителями. Кроме выстраивания взаимоотношений необходимо развивать ученика в индивидуальном плане, в том числе раскрыть творческий потенциал, найти к нему подход. У нас прошли специальное обучение 4 человека, в дальнейшем охват будет больше.
- К нам пришло дистанционное обучение, которое считают моделью будущего образования. Во время нашего опроса выяснилось, что ученикам не хватает внимания…
- Переход был определенным шоком и для детей, и для педагогов. В принципе общая позиция заключается в том, что в качестве альтернативы дистанционное обучение не может заменить традиционное по ряду причин. Первая – в школе ученик получает не только знания, но и воспитание, а также навыки социальной коммуникации. Также он приобретает их в личном общении со сверстниками, учится позиционировать себя. В-третьих – передача опыта, которым невозможно поделиться через монитор.
Тем не менее, есть целый ряд направлений, где дистанционное обучение может эффективно дополнить традиционное. Это работа с одаренными детьми, которые легко проглатывают весь школьный материал и нуждаются в дополнительных заданиях. Второе крупное направление - так называемые отдаленные школы, расположенные в сельских глубинках, где нет полного состава педагогов. Обычно один ведет несколько предметов. Вот дистанционка позволяет подключить эти школы к лучшим преподавателям.
Следующее направление – дети с ограниченными возможностями. У них не всегда есть возможность посещать школу, поэтому такой вариант - получение образования в рамках равных прав и равных возможностей.
Зиля БАДРИЕВА.