А ты подписался на нашу газету?
 

Гений глазами близких

Автор: cmanager от 18-12-2018, 14:18
Гений глазами близких- Какой школьный предмет был у моего отца любимым? Не помню, чтоб он выделял что-то особенно. Но думаю, что это - язык и литература. Он очень любил читать, что неудивительно. Классику знал хорошо. А в последние годы, когда появилось больше свободного времени, часто видела, как папа перечитывает авторов, любимых с юности, – рассказывает дочь национального поэта Башкортостана Альфия Мустаевна.

«Долгое-долгое детство» , век XXI

Гостями прошедшей в лицее № 161 «литературной гостиной» стали известные журналисты, педагоги, ученые и общественные деятели. Мероприятие, посвященное грядущему вековому юбилею Мустая Карима, также посетил глава администрации района Сергей Плотников.
Место встречи выбрано не случайно: станция Дема названа по имени реки, на берегах которой вырос народный поэт. Ее литератор не раз воспел в стихах. Как оказалось, с творчеством поэта хорошо были знакомы не только гости, но и школьники, приготовшие обширную программу.
На импровизированной сцене – маленькие герои «Долгого-долгого детства». Деревенские мальчишки из сороковых годов прошлого века говорят по-башкирски. Но языковые, временные и культурные барьеры тут же стираются – настолько живо юные актеры передают действо.
Речь о том, как и чем жили люди в ауле во время войны. И через взаимоотношения подростков проступают совсем не детские вопросы уважения, взаимовыручки, нравственного единства. Возможно, детям проще отличать добро от зла? Cмотришь на то, как ребята из века XXI чувствуют героев Карима – и невольно хочется сказать: «Верю!».
Для самого автора сороковые стали настоящей школой мужества: он воевал, в том числе корреспондентом фронтовых газет. А уже спустя годы вернулся мыслью назад, в те грани бытия, которые созерцали его современники.

- В начале войны папа был направлен в Муромское училище связи. Курсантов готовили поддерживать взаимодействие между войсками. И был среди них один товарищ, имевший доступ к радиоточке. По ней узнавал сводки с фронтов, которые пересказывал сослуживцам. Вскоре парня возненавидели: Красная армия отступала, новости удручали. Но началось зимнее контрнаступление! Наши освободили первый город. Сообщив эту радостную новость, парень сказал: все, теперь могу снять с себя эту обязанность! Так вспоминал мой отец, - рассказывает Альфия Мустаевна.

Не интервью. Но интересная беседа!

Обстановка в гостиной – не совсем торжественная, а по- домашнему теплая. В пиалах на столах чай, рядом высятся горки чак-чака, есть и мед. Уютные кресла и диванчики поставлены в круг. Каждый гость видит всех остальных. Сегодня Мустай Карим предстает перед нами не столько как писатель, но как человек, отчаянно стремившийся постичь жизнь во всем ее многообразии. И, что важно, понять в ней место своего народа.
Муж, отец, дедушка. А также – друг, сослуживец и глашатай народной мысли. Легко ли это – сердцем прочувствовать то, чем дышат тысячи людей? Да еще и передать это так, что и пахарь на селе, и научный сотрудник в институте, прочтя, скажут: «Это – о нас».

- Очень многое, что вы сейчас видите в книгах, отец брал из реальной жизни нашей семьи. По-настоящему поняла я это не сразу, а когда подросла и познакомилась с ним как с писателем. Взять те же «Рассказы Альфии». Есть в героях и я, и мой старший брат! – рассказывает дочь поэта.

Одна из историй, ставших прототипом рассказа, случилась в старой Уфе на перекрестке улиц Достоевского и Социалистической, где тогда жила семья у тетушки. Сыну писателя Ильгизу было пять лет. Обидевшись на родителей и бабушку, он решил уйти из дома. Вышел за порог, посмотрел по сторонам – а место незнакомое! Куда идти, непонятно. А старшие тем временем наблюдали за его раздумьями.
Особенно интересной была часть встречи, во время которой школьники задавали вопросы. Например, такой: любил ли Мустафа Сафич давать интервью? Выяснилось, что к общению с журналистами у него было особенное отношение. «Скорее, он любил хорошо, обстоятельно поговорить с умным человеком. Если чувствовал «верную волну», то такие беседы могли длиться очень долго».
Время за общением пролетело незаметно. Резюмируя, Альфия Мустаевна поделилась еще одним своим воспоминанием.
- Помню, как отмечали последний папин юбилей. Он сокрушался, что по здоровью уже не может сам руководить торжеством, что было в его характере. И тем не менее он жил полноценной жизнью до самого последнего момента. Сейчас мы можем общаться с ним через книги или смотреть архивные видеозаписи. Что, безусловно, ценно. Но именно живого разговора, душевного и по душам, порой очень не хватает.

Иван БЕГМА.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.

Корзинка:
В конце встречи Альфия Мустаевна Каримова всем желающим подписала именные книги.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий