А ты подписался на нашу газету?
 

Как солдат поклонился дому

Автор: cmanager от 28-11-2017, 14:09
Как солдат поклонился дому23 ноября 2000 года. Эту дату демчанин Сергей Цокотов запомнил на всю свою жизнь. Сейчас он – главный инженер цеха по выпуску мебели. Семьянин, отец двоих детей. А тогда – 19 - летний мальчишка, только что получивший сержантские погоны. Оператор-наводчик боевой машины пехоты.

Разведка боем

Северный Кавказ, небольшое село в горловине затерянного ущелья. И все бы ничего. Но своим «острием» каньон смотрит прямо в сторону грузинской границы. Тогда она практически не охранялась. Войсковая разведка предположила, что здесь проходит маршрут, по которому враг получает оружие и припасы.
Официально село считалось мирным, не ваххабитским. Тем не менее, федералы решили его проверить. А заодно – выставить блокпост на господствующей высоте. Соответствующий приказ пришел в пехотную часть, где и служил сержант Цокотов.
Детство и юность Сергея прошли под рассказы деда – фронтовика, который был танкистом, прошел всю войну. С внуком Борис Тимофеевич любил гулять, а позднее – рыбачить на озере Глубоком. Там Сергей и узнал, что такое бронемашина. На школьных уроках труда его поделки были лучшими. К 18 годам о «стальных колесницах» знал практически все. Но в военкомате сказали: в танковые войска набор окончен. А уже в «учебке» мечта отчасти сбылась: сел на место наводчика в боевой машине пехоты. Правда, тогда еще не знал, что придется стрелять по живым мишеням.
В Чечню попал почти сразу после штурма Грозного. Демчанину же выпало защищать горные блокпосты и участвовать в рейдовых операциях…

- Ударную группу собрали за полдня: один бронетранспортер, грузовик с бойцами, замыкала строй наша БМП. Нужно было разведать подходы к селу, да закрепиться до прибытия основных сил, - вспоминает бывший сержант, - выдвинулись утром, к вечеру все должно было закончиться.

Командиром разведки назначили старшину со старинной русской фамилией Стрельцов. Родом он был из кубанских казаков, прошел Афганистан. Его опыт и сыграл решающую роль: пока машины готовились к выходу, каждому из экипажей велел взять двойной боекомплект…

Последнее письмо

…До деревни оставалось метров 600, когда загремели выстрелы. Боевики били с трех точек, плюс откуда-то сверху строчил пулемет. Бронетранспортер подожгли сразу, водитель грузовика погиб. Бойцы рассредоточились кто где. Между тем, залог выживаемости колонны при попадании в засаду – медленное движение вперед с прицельным огнем.
Оценив ситуацию, старшина скомандовал: прорываемся к селу, там занимаем оборону. Плотность обстрела все возрастала, но и наши не бездействовали. Автоматическая пушка боевой машины была для бандитов будто кость в горле: она прикрывала пехоту, не давая раздавить ее окончательно.
До домов оставалось совсем немного, когда разорвалась гранатата. Механик-водитель погиб, раненый наводчик успел спастись. Закрепились14 оставшихся в живых солдат в одной из хат. Рация разбита. Подсчитали потери, боезапас. Командир разделил сектора обстрела. Теперь главной задачей было дождаться подкрепления. Должно же оно подойти.

- В один момент стрельба прекратилась, стало тихо. И вспомнился дом – такой же, по сути, как и этот. В Деме мы жили в частном секторе. Мы – это родители, брат… Вокруг раненные,погибшие, сколько самому осталось – не знаю. Но почему-то стало легко, тепло в сердце, - продолжает Сергей, - улучив возможность, достал бумагу, ручку. В письме попрощался с родными, поставил дату – 23. 11. 2000.
Ночью боевики предприняли еще два штурма, но безуспешно. Силы оборонявшихся таяли. А с той стороны еще и давили на психику: «Сдавайся, живой будешь». Впрочем, отвечал старшина вполне конкретно и четко… Поскольку иллюзий никто не питал.

Рассвет

Как только солнце разогнало утренний туман, «духи» снова зашевелились. Часть из них пошла в решающую атаку, другая же заняла позиции на дороге за селом.
Солдаты это видели, и сразу поняли: готовят засаду для тех, кто придет им на выручку. Но как помочь? Из автоматов не достать, да и патронов уже почти нет. Тогда сержанту Цокотову пришла мысль: «броня» подбита, но орудие-то цело. До него метров двести.. . Может рискнуть?
- Командир говорит: не успеешь, срежут. А я ему: если наши не пробьются, то погибнем все. Тут как раз кто-то увидел столб пыли над дорогой. Старшина махнул рукой: давай, лично тебя прикрою. И я побежал, - вспоминает Сергей.

Уже потом выяснилось: на дороге террористы заложили фугас. Но благодаря точным выстрелам из «БМП» он не сдетонировал. Получилось, что отчаянный бросок раненого стрелка спас не одну жизнь. Потом был госпиталь и демобилизация. Вернувшись в Уфу, Сергей первым делом поклонился дому, о котором думал в критический момент. А спустя еще несколько месяцев раздался звонок из военкомата: пришла награда за тот самый бой на краю села…

С ветераном беседовал Иван БЕГМА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий