А ты подписался на нашу газету?
 

По следу «лесных братьев»

Автор: gines от 1-02-2017, 20:23
По следу «лесных братьев»По всем законам подтянутый, скупой на слова мужчина не мог быть участником войны, ведь 18 лет ему исполнилось лишь в январе 1945-го. Но судьба распорядилась иначе.
Подполковник милиции в отставке Рамиль Гизатуллин родился в большой уфимской семье, у него было шестеро братьев и сестер – трое старших, трое младших, а Рамиль – посередине. После того, как отец ушел на фронт, а старшие устроились работать на моторостроительный завод, на мальчика легла ответственная обязанность – отоваривать продовольственные карточки, которые в те годы символизировали жизнь. Ведь стоило их потерять и это обрекало семью на голод. А в декабре 1944 года Ленинский райвоенкомат призвал его в действующую армию.
Службу свою он начал в Махачкале в составе 3-го стрелкового полка 8-й дивизии войск НКВД. И только-только втянулся в армейские будни, как в марте в дивизию приехали «покупатели» отбирать солдат на главный майский парад страны.
- Отбирали высоких, стройных, красивых, - рассказывает его супруга Марьяна Гизатуллина. – А мой Рамиль в молодости именно таким и был...
- Ладно, давай лучше я расскажу, - перебивает ее муж. – Из части нашей отобрали 50 человек и повезли в Москву. Тут-то и началась шагистика. С утра до вечера мы тянули ногу и учились отбивать рукой ритм и по команде поворачивать голову в сторону трибуны. А в качестве оружия нам дали заслуженную «мосинку» образца 1891-го года.
Вот с этой винтовочкой Рамиль Гизатуллин и прошелся по брусчатке Красной площади на первомайском параде. А вскоре наступил День Победы. Старослужащие в его полку стали поговаривать, что, видимо, скоро им выпадет честь поучаствовать в самом главном событии – Параде Победы. Так оно и вышло.
Еще дней за 15 до него им выдали новенькую форму – синие габардиновые брюки, кители и кирзовые сапоги, и 24 июня Рамиль уже стоял в строю между Историческим музеем и Мавзолеем. Парад открыли фронтовики, затем прошагали слушатели военных академий.
- В колонне 9-го мотострелкового полка мы были замыкающими, - вспоминает Рамиль Гиниятуллович. – А за нами уже шли оркестранты, техника и сами москвичи.
В тот день ему удалось вблизи повидать все высшее руководство страны, а легендарных маршалов Победы Константина Рокоссовского и Георгия Жукова видел с расстояния не более 20 метров.
После возвращения в казармы солдат ожидал праздничный обед: подарки от союзников, сигареты и «наркомовские» 100 грамм.
К слову сказать, в том же году нашему ветерану удалось поучаствовать и еще в одном параде – ноябрьском, а после этого их загрузили в эшелоны и повезли на запад.
- Поначалу нам говорили, что едем в Германию, но, не доехав до Польши, вдруг повернули в сторону Литвы, - рассказывает он. - И там я служил в 354-м стрелковом полку 4-й дивизии МГБ вплоть до апреля 1951 года. Очень уж много по литовским хуторам, да чащам бродило «лесных братьев», которые убивали местных активистов, совершали диверсии, да и просто грабили местное население.
Во время одной из операций Рамиль Гизатуллин оказался в буквальном смысле на волосок от смерти. Дело было в Юрбаркасе в 1950-м, там шесть дней просидели в засаде, пошел дождь и решили перебраться в избу, а тут, как на зло, появились «лесные братья». Они сразу открыли огонь. В горячке боя Рамиль не сразу обнаружил, что пилотка на его голове съехала на бок.
- За спиной у меня были две гранаты и я, отстреливаясь, лег так, чтобы в них не попали вражеские пули, - говорит он. – Поэтому некогда было на пилотку внимание обращать. Когда все стихло, поправил ее, а там дыра прямо над звездочкой, да и волосы слегка опалило.
С той поры эта пилотка заняла свое почетное место в архиве семьи Гизатуллиных. Вот и сейчас я держу ее в руках. Обычная солдатская пилотка, слегка выцветшая на солнце. Вот только рваная неаккуратная дыра над темно-красной красноармейской звездой напоминает о том, что ей пришлось побывать под вражеским огнем.
В запас старшина Гизатуллин уволился в апреле 1951 года. Когда вернулся в родную Уфу, решил устроиться на работу в милицию. А заодно и закончил среднюю школу – до призыва в армию удалось только семь классов проучиться. После поступил в юридический институт. Поработал в линейном отделе на вокзале, потом стал начальником ИВС в уфимском УВД. На пенсию ушел в сентябре 1987-го. Но и сегодня бывшие коллеги нашего ветерана не забывают – приглашают к себе делиться своим опытом и воспоминаниями. И несмотря на свой 90-летний юбилей, Рамиль Гизатуллин до сих пор ощущает себя в строю.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий