А ты подписался на нашу газету?
 

Круглый стол с острыми углами

Автор: gines от 13-07-2016, 20:13
Пожалуй, ни одна тема не вызывает столь бурных обсуждений, как жилищно-коммунальная сфера. Непрозрачность системы, то и дело меняющиеся правила делают ее непонятной для населения. Вроде бы и общественные организации есть, и управляющие компании должны работать с гражданами, но ощущение недосказанности остается. Чтобы расставить все точки над «и», прокуратура республики провела первый открытый форум «Жилищно-коммунальное хозяйство. Качество услуг и ценообразования», в котором приняли участие эксперты, депутаты Госсобрания-Курултая РБ, руководители отраслевых ведомств и общественных организаций.
В прошлом году в прокуратуру республики поступило 2 334 обращения о нарушениях в сфере ЖКХ. По состоянию на май этого года – 975. У Госкомитета по жилищному и строительному надзору по республике другая статистика. Первый заместитель председателя Андрей Крылов сообщил, что на 1 июля зафиксировано 11 500 жалоб.
Но, как отметили участники встречи, это даже хорошо. Показатель свидетельствует, что у собственников повышается грамотность. Они стали больше интересоваться, вникать. Чаще всего людей волнуют два вопроса: расчеты за жилищно-коммунальные услуги, а также управление жилым фондом и его содержание.
Особенно большой всплеск жалоб был связан с начислением ОДН. В Уфе происходили случаи, когда плата была настолько колоссальной, что превышала стоимость коммунальных услуг за квартиру. По обращению читателей наша редакция не раз разбиралась в таких ситуациях. Но теперь принят закон, по которому ОДН войдет в состав строки «Содержание».
Собственники будут оплачивать определенный норматив, а его превышение станет бременем управляющей компании. Есть надежда, что УК начнут более ответственно относиться к домовладениям, которые обслуживают.
О сознательности граждан
Как отметила депутат Госсобрания - Курултая РБ Елена Родина, достигнуть нулевого ОДН вполне возможно. В Уфе 30 многоквартирных домов из шести тысяч благодаря грамотному управлению имеют как раз такой показатель.
Но не всем собственникам удается найти общий язык со своей управляющей компанией. Возникают случаи, когда жители дома хотят ее поменять. В настоящий момент перехода добиваются жильцы дома №17/1 по улице Ферина. По словам председателя домкома Валерия Гнездилова, они недовольны тем, как УЖХ Калининского района исполняет свои обязанности. Однако на практике смена УК – дело достаточно хлопотное и требует веских оснований. Например, жильцы вышеуказанной многоэтажки в районном суде проиграли.
Как сообщил Андрей Крылов, в республике 386 лицензированных управляющих компаний. Ведомство столкнулось с тем, что законодательно аннулировать лицензию сложно, даже если к этому есть явные предпосылки. Но с 1 января 2018 года в силу вступит норма, согласно которой УК, не занимающаяся управлением дома более шести месяцев, лицензии лишается.
О тарифах
С 1 июля стоимость коммунальных услуг возросла. Впрочем, пересмотр тарифов предусмотрен и в следующем году, а также в 2018-м. Однако, как отметили участники встречи, обращения по поводу тарифов от граждан единичны. А вот жалоб на неверное начисление – огромное количество.
И все-таки тема тарифов активно обсуждалась за круглым столом, а именно их несоответствие требованиям рынка.
- Мы находимся между молотом и наковальней. То есть между ресурсоснабжающей компанией, которая заинтересована в экономически обоснованных нормативах, и населением, которое по данной цене оплачивает коммунальные услуги, и она должна быть доступной, - отметила начальник отдела контроля исполнения тарифов Госкомитета РБ по тарифам Наталья Шафионецкая.
Отрасль жилищно–коммунального хозяйства – социально ориентированная. Проблему недорегулированности тарифов решить сложно. Вот уже несколько лет обсуждается переход на так называемый метод «альтернативной котельной». Он предполагает, что на источник тепловой энергии в конкретном муниципальном образовании будет устанавливаться предельная цена. А она, в свою очередь, определяется множеством параметров вплоть до географического положения. По мнению сторонников новой схемы тарифообразования, эта система даст возможность рынку определять цену на ресурс свободно и в то же время не превышая максимальную планку.
О коллекторах
Не только банки, но и управляющие компании борются с должниками при помощи коллекторов. В такой практике были замечены УЖХ Калининского района и УЖХ «Сипайловский». Обсуждалась ситуация, когда жильцы дома №18/1 по улице Адмирала Никитина жаловались на агрессивные действия сотрудников московского агентства «Р.О.С.долгъ».
- В отличие от долгов перед банками, долги за жилищно-коммунальные услуги не являются безусловными. Поскольку иногда ресурсоснабжающие организации ошибаются в счетах, бывает перерасчет. На днях вышел закон, который ограничивает коллекторов в работе с должниками, но, как показывает практика, единственный способ защиты для гражданина - суд, - высказался депутат Госсобрания – Курултая РБ Рустем Мусабиров. - К сожалению, мы отмечаем, что управляющие компании увлеклись сотрудничеством с коллекторами и забывают при этом правовую работу с населением по части возврата долгов, то есть досудебное урегулирование. УК передают долги третьей стороне, и те начинают кошмарить население. И здесь мы получаем двойной негативный эффект. Вроде собственник и готов был платить, но теперь готов доказывать свою правоту.
Оказалось, что граждане редко обращаются в прокуратуру с жалобами на действия коллекторов, предпочитая разбираться с проблемой через частных юристов. Наряду с агентствами по взысканию долгов стала популярной услуга «антиколлектор».
- Обращений по этому поводу от населения поступает мало. Мы призываем активнее обращаться не только в органы прокуратуры, но и в отделения полиции с жалобами на действия коллекторов, чтобы у нас были основания для реакции, - ответил прокурор республики Андрей Назаров.
О долгах
Большой проблемой остаются долги за жилищно-коммунальные услуги. На 1 июня их размер составлял 6 миллиардов 315 миллионов рублей. Если сравнить с прошлым годом, то за аналогичный период сумма была чуть меньше - 6 миллиардов 54 миллиона.
- Рост просроченной задолженности за год составил 261 миллион: за газ она выросла на 11 процентов, за тепловую энергию - на 4, а вот за электрическую - снижение на 2 процента. В среднем она выросла на 4 процента, - отметил министр ЖКХ республики Сергей Афонин. - Сказался рост тарифов. За указанный период совокупная плата граждан за коммунальные услуги повысилась на 5,8 процента. Есть и такой момент: управляющая компания получает платежи с населения за тепло до декабря равными долями, а газовики и тепловики выставляют счета по факту. Существует разрыв между сбором средств и счетами. Это объективный фактор.
Чтобы облегчить сбор платежей, в Уфе действует прямой расчет между поставщиком ресурса и населением, минуя управляющую компанию как посредника. Как отметил руководитель ведомства, благодаря этому собираемость платежей за тепловую энергию улучшилась на 12 процентов.
Несмотря на обилие проблем в отрасли, Сергей Афонин считает, что ситуация сейчас лучше, чем была хотя бы пять лет назад. В последние годы регион стабильно входит в лидеры по подготовке к осенне-зимнему периоду.

P.S.
Обсуждение длилось около двух часов, но все же не поговорили о многом. Остро стоит проблема замены лифтов – об этом было упомянуто лишь вскользь. Почему то и дело люди жалуются на неправильные расчеты? Как довести отношения между сторонами – потребителями, УК, ресурсоснабжающими организациями – до цивилизованного уровня? Почему отчетность управляющих компаний до сих пор непрозрачна? Почему собственникам трудно отстаивать свои права в ЖКХ?
Однако, несмотря на имеющиеся вопросы, прошедший форум можно считать почином открытого диалога о проблемах в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий