А ты подписался на нашу газету?
 

От Годара до Каримова

Автор: gines от 1-06-2016, 21:10
Герой Жан-Поля Бельмондо с усмешкой смотрит на Хамфри Богарта, как бы говоря: ты звезда экрана, а я - персонаж из реальной жизни. Действительно, если от событий классических нуаров с невозмутимым Богартом, от пеплумов и историй из жизни классических красавиц зрителю было легко дистанцироваться, то с фильмами французской «новой волны» (к примеру, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара) такой номер не проходил: здесь опасность, преступление, предательство гораздо более реальны.
Как кино пришло к тому, что оно есть сегодня и в чем, собственно, заключается эта современность? Об этом шла речь на семинаре киноведа Владимира Жерехова в рамках интереснейшего кинофорума «Башкортостан-Синемастан», который проходит в Уфимской художественной галерее и, кстати, еще не закончился.
Чем же интересна нам «новая волна» сегодня? В конце пятидесятых годов весь мировой кинематограф был достаточно однообразен как по содержанию, так и по стилю: это была либо слащавая, музыкальная меланхолия, либо похожие друг на друга, фильмы-нуар с роковыми красавицами, убийствами, изменами.
Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, сначала работавшие кинокритиками, в своих фильмах первыми обратились к повседневности. Вместе с тем их картины не были пресной жвачкой. И дело здесь не просто в новом способе монтажа, необычной работе оператора, а в том, что зритель устал видеть в кино недосягаемые вершины жизни - он хотел наблюдать обычного человека с близкими для него самого желаниями и потребностями.
Вскоре то же самое пришлось сделать и Голливуду: традиционные коммерческие ленты (к примеру, «Клеопатра» с Элизабет Тейлор) проваливались в прокате, а смелые по форме и содержанию проекты, ориентированные на молодого зрителя, приносили солидные сборы. Так появились картины, ставшие сегодняшней классикой - «Беспечный ездок», «Крестный отец», «Собачий полдень», «Злые улицы» и «Таксист» Мартина Скорсезе и «Телесеть» Сидни Люмета, где ведущие переходят от рассказа о событиях к их формированию (то есть как раз к тому, на что претендует сегодняшний телевизор и Интернет).
Словом, от сказок на ночь кино переходит к конфликтам, сложностям, «загогулинам» реальной жизни. (Впрочем, и сегодня «переходит» - громко сказано: жанр увеселительных и отвлекающих историй развит как никогда). Однако теперь кино может говорить обо всем. К примеру, о жизни в большом городе, которая вся состоит из мимолетных контактов со случайными людьми, а если вы надеетесь получить порцию тепла и уюта хотя бы из пачки домашнего печенья, то и это может стать источником нового расстройства (как в английской короткометражке «Похитители печенья»). Были ли возможны в советских мультфильмах вольности по отношению к Пушкину и Горькому, какие позволяет себе Алексей Туркус в своем празднике непослушания под названием «Буревестник»? Нет. Однако иронии и независимости автора, думается, научили именно они. Следы «новой волны» можно проследить и в фильме Романа Каримова «Неадекватные люди», собравшем пять призов на фестивале «Окнов Европу»: ведь одной из заповедей французов было «брать диалоги с улицы, а не из головы». При этом его можно назвать скорее представителем мейнстрима, а не артхауса. Кстати, Роман и сам некогда посещал киноклуб Владимира Жерехова…
Сегодня задача освоения новых тем стоит перед башкирским кинематографом.
- Снимаются очень смелые фильмы, - сообщила «УВ» ответственный секретарь Союза кинематографистов РБ Башкортостана Зухра Буракаева. - К примеру, «Между нами» Тансулпан Буракаевой, где речь идет о женщине, которую «биологические часы» подвигли на то, чтобы сознательно попытаться завести ребенка «для себя». Это авторский фильм и по содержанию, и по форме. К артхаусу можно отнести и фильм Елены Жилинской «Бабочка».
Однако сегодня, если мы хотим не только завоевывать призы фестивалей, но и собирать залы, нам нужны фильмы чистых жанров - мюзиклы, хорроры, остросоциальные драмы, поскольку наш главный зритель – молодежь. Наших фильмов ждут, и мы обязаны этим воспользоваться! Сейчас на киностудии «Башкортостан» снимается два полнометражных фильма - «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова и байопик о Шейхзаде Бабиче Булата Юсупова. А в августе уфимцам будет презентована независимая комедия Ренада Еникеева и Булата Юсупова «Наган». Не пропустите!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий