Ваня учится читать. Если быть точнее, это мы учимся учить его читать. Потому что Ванька – в отличие от старших братьев – человек, тянущийся скорее к практике, нежели к теории. И поэтому освоение букв дается ему уж очень потихоньку.
Мы их, эти буквы, и лепим, и клеим, и макаронинами выкладываем. Но если Сене и Дане достаточно было с месяцок вот так поклеить-помакаронить, чтобы запомнить весь алфавит, то Ваня упорно буквы отрицает. Процесс создания формы принимает, а вот содержание как-то все не нанизывается. Например, я ему «А» леплю:
- Вот, Ваня, буква «А».
- Некрасивая, - говорит Ваня. – Машинка лучше.
И сминает букву, даже не взглянув на нее.
И я оставляю его в покое, понимая, что у парня еще вся жизнь впереди – научится. А вот мама азартно перебирает разные способы и покупает всякие «говорящие азбуки» и «поющие буквари». Ваня буквари прячет в самые тайные места, а потом среди ночи они начинают говорить и петь, потому что по ночам их находит Вкусняшка и тычет носом по кнопкам.
Не отстают с чтением от Вани и старшие братья. Особенно, когда мальчики в ноутбук по очереди играют. Дождется Ваня своей, зайдет в поисковик и просит, чтобы ему написали «Игры для мальчиков», а потом еще правила прочитали.
- Вот и учись читать и писать, и тогда не придется звать кого-нибудь, - сокрушается Сеня.
Более терпеливый Даня начинает объяснять слоговую систему, но вскоре и старший, и младший теряют терпение.
Чтобы примирить Ваньку с тем обстоятельством, что у каждого предмета на земле есть свое письменно-буквенное обозначение, мы все предметы подписываем. Этот «трюк» хорошо работал, когда чтение постигали наши большенькие. У нас дома везде были понаклеены распечатанные на принтере ярлычки: «стол», «стул», «розетка», «дверь». Ваня все отклеивает или меняет местами так, что «холодильник» превращается в «детскую», а «телефон» в «веник».
Бабушки смотрят на наше семейство, как на приболевших, – снисходительно.
- Не нужны ребенку ваши странные методы обучения, вот он и протестует! – смеется моя мама. - Ванечка мальчик простой, его по старинке учить надо. По обычному букварю, по складам.
Мы с женой машем рукой: бабушки явно отстали от современных образовательных стандартов.
А когда Ванька на время переезжает к бабушке в Чишмы, спасаясь от разыгравшегося ОРВИ в детском саду, мы и вовсе забываем про чтение.
Неделю пробыл Ваня у бабушки, и я в выходные поехал его навестить. Мы вдоволь навалялись в снегу – за городом его еще очень много, - на санках накатались и на лыжах-коротышках. Пирогов наелись и клубничного варенья. А вечером бабушка села на маленькую скамеечку у батареи и Ваню рядом посадила. А в руках у нее – букварь, старый такой, по какому еще я в школе учился.
- Где ты его взяла, мам? – удивился я.
- Да в местной библиотеке книги списывали, - улыбнулась она, открыла страничку, и не успел я опомниться, как Ваня взял да и прочитал по слогам: «у-ма-мы-ро-ма-мал».
Потом попыхтел немного, поерзал и выдал уже осмысленное:
- Это значит, Рома маленький у мамы…
И выжидательно уставился на бабушку. Бабушка похвалила и достала из кармана… маленькую булочку. Ваня съел и пошел играть в машинки.
- Вот хотел я восхититься твоей педагогикой, - сказал я бабушке. – А тут, оказывается, она булочно-дрессировочная! Если бы мне сказали, что человек может растолстеть от букваря, я бы не поверил, но Ваня, видимо, станет в этой области первопроходцем. Таким начитанным бегемотиком!
- А ты не ругайся, не ругайся! – замахала руками бабушка. – Хотели четырехлетку обучить чтению против его воли, вот и получите. Ведь научился же!
- Научился, - кивнул я. – Научился… Мам, только булки замени хоть на изюм или яблоки, которые наш бегемотик тоже любит…