«Ничего себе ангел-хранитель!» - «Какой человек, такой у него и ангел!» В фильме Евгения Шелякина «Ч/б» (2015) правильный русский мужчина, спортсмен и националист Ярослав (Алексей Чадов) внезапно обнаруживает, что в качестве небесного защитника приобрел жуликоватого типа по имени Нурик (Мераб Нинидзе). Защита ему тем не менее нужна, ведь за ними гонится… конечно же, мафия! (В роли ее эрудированного главаря - Сергей Маковецкий). Путешествуя по просторам родины, оба героя успевают высказать все, что они думают друг о друге («Наши культуры несовместимы! Мы не палим из автоматов на свадьбах!»), проявить свои лучшие качества, а также основательно саморазоблачиться. Ах, это восточное галантное и в то же время потребительское отношение к женщинам, беспринципность, умение не забывать о своей выгоде, любовь к шику-блеску! Но и умение договариваться, когда нужно, и особое чувство собственного достоинства. Автору удается не только продемонстрировать все стереотипы, из которых складывается у нас образ восточного человека, но и оживить их, и переосмыслить.
Однако если Нурик - весь на виду, то с Ярославом, вроде бы обычным русским парнем, не все так ясно. Он рвется обратно в Москву, чтобы успеть на суд; вот только для того, чтобы восторжествовала справедливость, на суде он должен солгать. И уж вовсе не симпатично выглядят националисты, которые не собираются вот так просто отпускать члена своей банды, и аргументы их не кажутся столь убедительными… Словом, порядочность – свойство конкретного человека, а не нации, а ее отсутствие никакими лозунгами не прикроешь. И все это остро актуальное содержание укладывается в живую и чрезвычайно смешную дорожную комедию - изобретательные повороты сюжета смотрятся естественно, уморительные шутки порождены самой жизнью.
«Рукопожатие» подарило уфимскому зрителю немало познавательного. Это и короткий фильм «Земляк» Анастасии Зверьковой об уроженце Мали Франсуа Дембеле, который хотел непременно жить в Советском Союзе - идеальной стране своего детства… и стал водителем троллейбуса в Иркутске, а еще иногда пробует себя в качестве «прогнозиста погоды» на местном ТВ и воспринимает ситуацию со здоровым юмором. Это фильм Владимира Эйснера «Русские немцы» - о немцах Поволжья, сосланных во время войны в Казахстан и Алтайский край, работавших в шахтах и на лесоповале. И картина Миры Тодоровской «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе»: в мае 45-го наши войска занимают немецкий городок на границе с англо-американской оккупационной зоной, и в историях любви наших солдат к немке и американке проглядывает желание мира и доверия - ведь они как никто знают, сколько платится за чувство превосходства страны или нации, агрессию и подозрительность к иной крови. Фильмы на грани документального соседствуют с художественными; усаживаясь в кресло кинозала, ты никогда не знаешь, что тебя ждет - в этом и прелесть кинофестивалей. И думается, что документалистика при рассказе о боли прошлого и настоящего - только первый шаг, что острые проблемы заслуживают настоящего большого художественного кино с ярко выписанными героями; конфликтов, явленных в действии, а не рассказанных очевидцами. Они заслуживают полных залов. Подвиг разведчика, уроженца села Богородское Николая Киселева заслуживает, чтобы о нем узнал весь мир, не меньше, чем подвиг Оскара Шиндлера. А в национализм, как и другие проблемы дня – самое время вглядеться попристальней. И сделать прививку от этого зла всем, кому можно - при помощи хорошего кино. Потому что эти зубы дракона прорастают снова…