А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

Борьба с теплопотерями

Автор: cmanager от 7-10-2021, 08:36

Борьба с теплопотерямиВспоминая о событиях предыдущей зимы, горожане ждут наступления холодов и квитанций за отопление с немалыми опасениями: вдруг счета снова резко пойдут вверх? Чтобы не допустить этого, в Уфе создан штаб по работе в отопительный период 2021-2022 годов и уже работает колл-центр. Что же конкретно было сделано, чтобы не допустить переплат, перетопов, аварий? Об этом рассказали на пресс-конференции.

 

- Мы все помним волну возмущения, которая поднялась после получения жителями квитанций за отопление за декабрь прошлого года. Виной тому был комплекс разнохарактерных причин, и все это было детально проанализировано, - сказал и.о. министра ЖКХ РБ Алан Марзаев. - Одна из основных - то, что подготовка к зиме проводилась некачественно. В числе прочего не делалась поверка приборов учета. На сегодня мы с муниципалитетом и управляющими компаниями провели всю необходимую, очень большую работу. А  заниматься энергосбережением, утеплением домов продолжим. В Уфе в подготовку к сезону вложено как минимум в полтора раза больше, чем в прошлом году. И чем лучше мы сработали, тем меньше должны быть суммы в квитанциях.

 

Выявлением и борьбой с теплопотерями занимался и созданный в марте этого года филиал «БашРТС» «Тепловая инспекция». Как рассказал его директор Вадим Суюндуков, при помощи надзорных органов он будет оценивать готовность домов к сезону, сотрудничать с УК и советами домов, выявлять незаконных потребителей тепла, контролировать ремонты теплосетей.

 

Подробнее о том, какие меры по повышению энергоэффективности системы теплоснабжения были приняты в Уфе, рассказал советник главы администрации города по ЖКХ Вадим Беляков:

- Для решения выявленных в прошлом году проблем был подготовлен план, по которому мы работали с марта и все лето. Выявлены 889 многоквартирных домов (около 15% от всех МКД Уфы), где фактическая площадь жилых и нежилых помещений не соответствовала указанной в квитанциях управляющих компаний и ресурсников. А также помещения, владельцы которых получали тепло, заходящее в дома, без договоров об оплате. Площадь должна быть указана правильно и для того, чтобы жители могли сами проверить начисления.

Далее, обнаружилось, что многие крупные городские управляющие компании не занимались регулировкой всех тепловых узлов, утеплением фасадов, цоколей и домов, в которые теплоноситель подается с чердаков, а не из подвалов. Такие дома можно «вычислить» по сосулькам на крышах, которые появляются не весной, а уже в декабре. Этими проблемами мы занимались все лето. Утепление порядка 800 домов с верхними разливами будет завершено к середине ноября.

Также поработали над корректной настройкой приборов и узлов учета. Их несколько видов. Если говорить о 761 ИТП, которые находились на балансе МУП УИС и должны быть переданы в собственность жителей, то у 354 ИТП были те или иные проблемы, приводившие к некачественной работе и соответствующим начислениям. Простой пример: если не работает регулятор, открывающий и закрывающий подачу теплоносителя в зависимости от погодных условий, - значит, он будет приоткрыт и теплоносителя будет заходить не столько, сколько нужно дому, а сколько заходит с тепловой сети, и получится переплата. Устанавливали ИТП 10-12 лет назад, и они еще таких марок, что запчасти приходится заказывать и ждать по несколько месяцев. Жители домов контролируют эту работу, и к концу октября - середине ноября она должна быть закончена.

Также совместно с «Тепловой инспекцией» выявили довольно  старые системы подачи тепла: были вскрыты 1800 элеваторных узлов, и у 446 из них уменьшили диаметр сопла.

Всего в городе было более 2,5 тысячи домов, где суммы в квитанциях за отопление в прошлом декабре увеличились более чем на 42 процента. Каждая УК ведет по ним отдельную статистику: какие выявлены нарушения, как они устранялись. И в следующем декабре при той же самой температуре (скажем, - 15 градусов) мы придем в конкретный дом и сравним, сколько тепла он потреблял тогда, сколько - теперь и как это отразилось на суммах к оплате.

Чтобы обнаруживать и устранять все проблемы как можно раньше, создается Центр энергоэффективности. Около 1500 приборов в тепловых узлах домов уже оснащены устройствами для удаленного снятия показаний, еще 3000 будут оснащены к середине ноября - получается очень большой объем данных, которые нам нужно быстро занести в программу. Соответствует ли подача тепла в дом температурному графику? Каково давление в трубах, нет ли утечек или иных проблем, которые могут сказаться на квитанциях? Все это мы сможем отслеживать онлайн, а значит, устранять оперативно. Раньше все это можно было установить только после 25-го числа - даты снятия показаний.

 

Об итогах летней ремонтной кампании рассказал директор ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» Тимофей Дубровский:

- В этом году мы заменили 16 км теплосетей, построили в рамках инвестиционной программы - 852 метра. (Общая протяженность сетей компании, обслуживающей 8 городов республики, превышает 17 тыс. км.) То, то запланировали, мы отремонтировали, так что к зиме готовы. Объемы ремонта и строительства сетей снизились.

Нормативный срок службы теплосети - 25 лет. В 2006 году трубопроводы ТС старше 25 лет составляли 35% от общей протяженности, к 2020 году эта цифра выросла до 54%.

Необходимо ремонтировать опережающими темпами порядка 7% сетей в год, а по факту получается 3-4%. Такая же ситуация и с трубопроводами горячей воды: 84% служат более 10 лет. При этом по теплосети идет химически очищенная, подготовленная вода, она в принципе может прослужить и 50 лет, а трубы ГВС изнашиваются значительно быстрее.

Порядка 80% сетей ГВС необходимо срочно менять. Тем не менее сроки службы увеличиваются: при замене трубопроводов ТС используются неметаллические трубопроводы, срок службы которых составляет 30 лет.

Прошлая зима выдалась одной из самых холодных за последнее время, однако количество аварий было достаточно низким: в 2020-м - 16, в 2021-м - 12. Вопрос также и в том, насколько быстро они ликвидируются, то есть на какой срок дома лишатся тепла. Последнюю серьезную аварию на ул. 50 лет СССР (порыв на магистральном трубопроводе) ликвидировали за 8 часов.

Почему снизились объемы ремонта? В структуре тарифа 57% занимает энергетическая составляющая - затраты на газ, электроэнергию, воду. Фонд заработной платы составляет 10%, затраты на ремонт и материалы - 17%, инвестиции - 4%, то есть в общем на эти цели мы можем потратить не более 20-21%. Рост цен на металл и прочие материалы для изготовления трубопроводов за два года составил более 50%.

Директор филиала БашРТС «Теплосбыт» Ирина Попова напомнила, что республика оплачивает тепло по схеме 1/8 уже третий сезон. Расчет происходит по общедомовому прибору учета, а если его нет – по нормативу, равными долями. Общая задолженность потребителей за тепло составляет 6 млрд 200 млн руб, и за большую ее часть ответственны управляющие компании. Однако, к примеру, в Уфе есть несколько десятков небольших УК, которые вносят плату исправно.

Главный фактор, определяющий величину суммы в квитке, - температура за окном. Чтобы снизить ОДН за отопление, гражданам рекомендуется установить индивидуальные приборы учета и регулярно, всем домом передавать их показания.

Также Ирина Попова сообщила, что после резкого подъема платы за отопление в декабре прошлого года было заключено соглашение о временном перерасчете платы потребителям, у которых разница между ноябрем и декабрем составила 42% и более. Сейчас проводится проверка правильности перерасчетов, а когда она закончится, деньги будут вновь выставлены жителям к оплате.

Как отметил Алан Марзаев, жителям следует помнить: если не все собственники квартир в доме оказываются добросовестными плательщиками, недостающая сумма за поставленную тепловую энергию взыскивается с управляющей компании, которая может таким образом лишиться возможности качественно содержать дом.

 

- Почему в Уфе тариф на тепло у основных его поставщиков выше, чем в Перми, Казани, Сургуте, Оренбурге?

- Он складывается из нескольких факторов. Необходимо учитывать протяженность теплосетей: в Уфе она очень большая – более 1000 км. Соседние города компактнее. Плюс изношенность сетей, имеющееся оборудование, характер местности, климат,  - ответил зампредседателя Госкомитета по тарифам Наиль Шарафутдинов.

- Могу привести в пример Челябинск, - добавил Тимофей Дубровский. - Да, тариф там ниже. Но если смотреть по факту, то климат в Челябинске холоднее, тепла он потребляет больше, и платежи населения оказываются на 20-30 процентов выше, чем в Уфе. А значит, у МУП «ЧКТС» больше средств на ремонт и замену сетей.

 

Свое мнение по поводу того, как помочь жителям, высказал председатель Совета при главе РБ по правам человека Владимир Барабаш:

- Мы запускаем инициативу «За честное ЖКХ»: вместе с общественниками, депутатами Курултая, независимыми теплотехниками. Будем давать людям конкретные советы, что делать, чтобы платеж по конкретной квартире стал подъемным.

- Что касается получения субсидий, сейчас ведется активная работа по наполнению ГИС ЖКХ. Она должна объединять в себе все информресурсы, касающиеся ЖКХ. В числе прочего конечная цель в том, чтобы система сама определяла, кому положена субсидия на оплату ЖКУ, и автоматически начисляла ее,  - сообщил в свою очередь и.о. министра ЖКХ Алан Марзаев.

 

Екатерина КЛИМОВИЧ.

Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий