Вспоминая о событиях предыдущей зимы, горожане ждут наступления холодов и квитанций за отопление с немалыми опасениями: вдруг счета снова резко пойдут вверх? Чтобы не допустить этого, в Уфе создан штаб по работе в отопительный период 2021-2022 годов и уже работает колл-центр. Что же конкретно было сделано, чтобы не допустить переплат, перетопов, аварий? Об этом рассказали на пресс-конференции.
- Мы все помним волну возмущения, которая поднялась после получения жителями квитанций за отопление за декабрь прошлого года. Виной тому был комплекс разнохарактерных причин, и все это было детально проанализировано, - сказал и.о. министра ЖКХ РБ Алан Марзаев. - Одна из основных - то, что подготовка к зиме проводилась некачественно. В числе прочего не делалась поверка приборов учета. На сегодня мы с муниципалитетом и управляющими компаниями провели всю необходимую, очень большую работу. А заниматься энергосбережением, утеплением домов продолжим. В Уфе в подготовку к сезону вложено как минимум в полтора раза больше, чем в прошлом году. И чем лучше мы сработали, тем меньше должны быть суммы в квитанциях.
Выявлением и борьбой с теплопотерями занимался и созданный в марте этого года филиал «БашРТС» «Тепловая инспекция». Как рассказал его директор Вадим Суюндуков, при помощи надзорных органов он будет оценивать готовность домов к сезону, сотрудничать с УК и советами домов, выявлять незаконных потребителей тепла, контролировать ремонты теплосетей.
Подробнее о том, какие меры по повышению энергоэффективности системы теплоснабжения были приняты в Уфе, рассказал советник главы администрации города по ЖКХ Вадим Беляков:
- Для решения выявленных в прошлом году проблем был подготовлен план, по которому мы работали с марта и все лето. Выявлены 889 многоквартирных домов (около 15% от всех МКД Уфы), где фактическая площадь жилых и нежилых помещений не соответствовала указанной в квитанциях управляющих компаний и ресурсников. А также помещения, владельцы которых получали тепло, заходящее в дома, без договоров об оплате. Площадь должна быть указана правильно и для того, чтобы жители могли сами проверить начисления.
Далее, обнаружилось, что многие крупные городские управляющие компании не занимались регулировкой всех тепловых узлов, утеплением фасадов, цоколей и домов, в которые теплоноситель подается с чердаков, а не из подвалов. Такие дома можно «вычислить» по сосулькам на крышах, которые появляются не весной, а уже в декабре. Этими проблемами мы занимались все лето. Утепление порядка 800 домов с верхними разливами будет завершено к середине ноября.
Также поработали над корректной настройкой приборов и узлов учета. Их несколько видов. Если говорить о 761 ИТП, которые находились на балансе МУП УИС и должны быть переданы в собственность жителей, то у 354 ИТП были те или иные проблемы, приводившие к некачественной работе и соответствующим начислениям. Простой пример: если не работает регулятор, открывающий и закрывающий подачу теплоносителя в зависимости от погодных условий, - значит, он будет приоткрыт и теплоносителя будет заходить не столько, сколько нужно дому, а сколько заходит с тепловой сети, и получится переплата. Устанавливали ИТП 10-12 лет назад, и они еще таких марок, что запчасти приходится заказывать и ждать по несколько месяцев. Жители домов контролируют эту работу, и к концу октября - середине ноября она должна быть закончена.
Также совместно с «Тепловой инспекцией» выявили довольно старые системы подачи тепла: были вскрыты 1800 элеваторных узлов, и у 446 из них уменьшили диаметр сопла.
Всего в городе было более 2,5 тысячи домов, где суммы в квитанциях за отопление в прошлом декабре увеличились более чем на 42 процента. Каждая УК ведет по ним отдельную статистику: какие выявлены нарушения, как они устранялись. И в следующем декабре при той же самой температуре (скажем, - 15 градусов) мы придем в конкретный дом и сравним, сколько тепла он потреблял тогда, сколько - теперь и как это отразилось на суммах к оплате.
Чтобы обнаруживать и устранять все проблемы как можно раньше, создается Центр энергоэффективности. Около 1500 приборов в тепловых узлах домов уже оснащены устройствами для удаленного снятия показаний, еще 3000 будут оснащены к середине ноября - получается очень большой объем данных, которые нам нужно быстро занести в программу. Соответствует ли подача тепла в дом температурному графику? Каково давление в трубах, нет ли утечек или иных проблем, которые могут сказаться на квитанциях? Все это мы сможем отслеживать онлайн, а значит, устранять оперативно. Раньше все это можно было установить только после 25-го числа - даты снятия показаний.
Об итогах летней ремонтной кампании рассказал директор ООО «Башкирские распределительные тепловые сети» Тимофей Дубровский:
- В этом году мы заменили 16 км теплосетей, построили в рамках инвестиционной программы - 852 метра. (Общая протяженность сетей компании, обслуживающей 8 городов республики, превышает 17 тыс. км.) То, то запланировали, мы отремонтировали, так что к зиме готовы. Объемы ремонта и строительства сетей снизились.
Нормативный срок службы теплосети - 25 лет. В 2006 году трубопроводы ТС старше 25 лет составляли 35% от общей протяженности, к 2020 году эта цифра выросла до 54%.
Необходимо ремонтировать опережающими темпами порядка 7% сетей в год, а по факту получается 3-4%. Такая же ситуация и с трубопроводами горячей воды: 84% служат более 10 лет. При этом по теплосети идет химически очищенная, подготовленная вода, она в принципе может прослужить и 50 лет, а трубы ГВС изнашиваются значительно быстрее.
Порядка 80% сетей ГВС необходимо срочно менять. Тем не менее сроки службы увеличиваются: при замене трубопроводов ТС используются неметаллические трубопроводы, срок службы которых составляет 30 лет.
Прошлая зима выдалась одной из самых холодных за последнее время, однако количество аварий было достаточно низким: в 2020-м - 16, в 2021-м - 12. Вопрос также и в том, насколько быстро они ликвидируются, то есть на какой срок дома лишатся тепла. Последнюю серьезную аварию на ул. 50 лет СССР (порыв на магистральном трубопроводе) ликвидировали за 8 часов.
Почему снизились объемы ремонта? В структуре тарифа 57% занимает энергетическая составляющая - затраты на газ, электроэнергию, воду. Фонд заработной платы составляет 10%, затраты на ремонт и материалы - 17%, инвестиции - 4%, то есть в общем на эти цели мы можем потратить не более 20-21%. Рост цен на металл и прочие материалы для изготовления трубопроводов за два года составил более 50%.
Директор филиала БашРТС «Теплосбыт» Ирина Попова напомнила, что республика оплачивает тепло по схеме 1/8 уже третий сезон. Расчет происходит по общедомовому прибору учета, а если его нет – по нормативу, равными долями. Общая задолженность потребителей за тепло составляет 6 млрд 200 млн руб, и за большую ее часть ответственны управляющие компании. Однако, к примеру, в Уфе есть несколько десятков небольших УК, которые вносят плату исправно.
Главный фактор, определяющий величину суммы в квитке, - температура за окном. Чтобы снизить ОДН за отопление, гражданам рекомендуется установить индивидуальные приборы учета и регулярно, всем домом передавать их показания.
Также Ирина Попова сообщила, что после резкого подъема платы за отопление в декабре прошлого года было заключено соглашение о временном перерасчете платы потребителям, у которых разница между ноябрем и декабрем составила 42% и более. Сейчас проводится проверка правильности перерасчетов, а когда она закончится, деньги будут вновь выставлены жителям к оплате.
Как отметил Алан Марзаев, жителям следует помнить: если не все собственники квартир в доме оказываются добросовестными плательщиками, недостающая сумма за поставленную тепловую энергию взыскивается с управляющей компании, которая может таким образом лишиться возможности качественно содержать дом.
- Почему в Уфе тариф на тепло у основных его поставщиков выше, чем в Перми, Казани, Сургуте, Оренбурге?
- Он складывается из нескольких факторов. Необходимо учитывать протяженность теплосетей: в Уфе она очень большая – более 1000 км. Соседние города компактнее. Плюс изношенность сетей, имеющееся оборудование, характер местности, климат, - ответил зампредседателя Госкомитета по тарифам Наиль Шарафутдинов.
- Могу привести в пример Челябинск, - добавил Тимофей Дубровский. - Да, тариф там ниже. Но если смотреть по факту, то климат в Челябинске холоднее, тепла он потребляет больше, и платежи населения оказываются на 20-30 процентов выше, чем в Уфе. А значит, у МУП «ЧКТС» больше средств на ремонт и замену сетей.
Свое мнение по поводу того, как помочь жителям, высказал председатель Совета при главе РБ по правам человека Владимир Барабаш:
- Мы запускаем инициативу «За честное ЖКХ»: вместе с общественниками, депутатами Курултая, независимыми теплотехниками. Будем давать людям конкретные советы, что делать, чтобы платеж по конкретной квартире стал подъемным.
- Что касается получения субсидий, сейчас ведется активная работа по наполнению ГИС ЖКХ. Она должна объединять в себе все информресурсы, касающиеся ЖКХ. В числе прочего конечная цель в том, чтобы система сама определяла, кому положена субсидия на оплату ЖКУ, и автоматически начисляла ее, - сообщил в свою очередь и.о. министра ЖКХ Алан Марзаев.
Екатерина КЛИМОВИЧ.
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.