А ты подписался на нашу газету?
 
Выборы 2021
Наш на все 100

Лев Толстой в мои годы – не писал такого

Автор: cmanager от 15-07-2021, 08:30

Лев Толстой в мои годы – не писал такого- Прочитай мне сказку!

- А сама? – спрашиваю внучку.

Времена меняются, и нынче самостоятельно  читающие о приключениях Винни-Пуха дошкольники - вполне нормальное явление. Но читают не все, и моя внучка тоже. А так хочется научить! Да, ее родители не занимаются с ней так методично, как знаменитые Никитины. Так что я взяла  это дело в свои руки  Делюсь опытом:  если вижу, что пятилетняя Аглая уже полчаса затихла над планшетом, безжалостно отнимаю его, и мы идем играть в игру «Угадай букву». Нужно сказать, играть, если есть компания, она готова хоть целый день. (Беда  современных родителей в том, что  у них нет времени для общения с ребенком, по статистике, они в день уделяют ему в среднем семь-десять минут – сюда входят совместные игры, общение. Но этого катастрофически мало!).  Скажу честно, Аглая книжки пока не очень жалует, впрочем, как и многие игрушки, которые ей покупают мама с папой. Плюшевые мишки, куклы-зайки   очень быстро надоедают и потом пылятся в углу или на полках шкафа, книжки тоже нужны только для того, чтобы строить из них домики. «Как же мы учиться будем?» - сетует моя взрослая дочь. Ну что ж, надо начинать учиться читать пусть пока еще молочными зубами. Возможно, мой опыт  будет полезен кому-то еще.

Есть в этом деле одно условие – ребенку  должно быть  интересно учиться читать, а  если он хочет  играть в куклы или  мячик, этому надо только радоваться. Если я вижу, что внучка рассаживает своих пупсов, вообще на цыпочках хожу. Любая муштра или обязаловка  приведет к обратному результату. Обучаться надо играючи.

Я  встречалась с мамами, которые  так хотели, чтобы их четырехлетняя Катя или пятилетний Салим  в своем возрасте уже самостоятельно читали, что начисто отбили  у них интерес  к книге. Никогда не заставляйте. Все лучшие навыки чтения и пересказа дети получают из игры или по ходу различных действий. Мы учимся, когда гуляем или даже обедаем. К примеру, идем по улице и рассматриваем вывески, где я всегда и спрашиваю, что здесь за буквы,  а еще мы рисуем их на асфальте… 

А недавно купила азбуку в картинках, стихах, а главное, с «окошками-секретиками» - внучка любит открывать их и  благодаря этому уже знает несколько букв.

Еще один метод - постоянно создавать ассоциации. На дверце холодильника (импровизированная доска)  из магнитных букв собираем простые слова. Начали, конечно, с «мамы». Ассоциация: буква М – мама.

«Прорабатывать» внучку  начала рано, еще года в полтора, но, признаюсь, учебной цели  не преследовала, какой-то специальной системы,  тем более подчиненной строгому времени, как, например, «научим читать ребенка за два месяца», не было. Да и какого-то особого интереса не наблюдала. Так что наши занятия заканчивались очень быстро. Зато сейчас можем  играть в слова  довольно долго. Собираем  их с интересом  - вот в нашей «коллекции» уже есть  и «мама Инна», и «папа Леша», и «зонт», и даже «магазин».

Дальше дело застопорилось. Учиться дальше читать  не хотим. Честно, мне  очень обидно, учитывая, что я сама уже до школы читала и писала письма. У меня до сих пор хранится написанное мною корявыми буквами послание от собаки слоненку, в котором говорилось, что надо спасти принцессу от разбойников.

Но что поделаешь, не хочет - не надо. Я пока оставила попытки. Думаю, может, в детсаду научат, но там что-то не торопятся. А у нас главный интерес и увлечение – планшет! И она там постоянно смотрит  то мультфильмы то…  блогеров (детских, естественно). Что с этим делать? У педагогов к этому отношение разное, но многие  считают, что это тормоз  для развития ребенка, и я с ними согласна. Вот такой парадокс – достижение науки становится  барьером для познавания мира и получения полезных навыков.

А взамен планшета - только книга. Беру талмуд с детскими сказками и предлагаю почитать. «Страшную? Я не хочу для малышей» - спрашивает, уточняя Аглая. «Конечно, страшную!» «Тогда читай!". Слушать сказку в моем театрально-любительском исполнении она любит. А еще у меня всегда под рукой томики стихов – Пастернака, Есенина, Пушкина, я их иногда открываю и  на ее глазах читаю вслух. Потом вижу: она томики берет, листает… ищет картинки. 

Но время идет. И я поняла, что пора уже  какой-то научный метод использовать. У нас же столько  педагогов-новаторов, однако перепробовав много способов, разочаровалась, ничего не вышло. Понятное дело, рано или поздно ребенок  научится читать. Но с бешеной школьной программой хотелось бы, чтобы она к первому классу читала уже бегло, а в подготовительной группе детсада вряд ли ее этому научат. Значит надо сделать это мне. Все думаю, почему меня в детстве никто не учил читать, а я научилась еще до школы сама? У нас в семье  телевизор включали редко, мультфильмы смотрели 15 минут, а не круглосуточно, как сейчас. Не было в природе ни компьютера, ни планшета и всего того, чем владеют  современные дети, и что отбивает у них малейшее желание думать самостоятельно.

Я  резко сократила просмотр мультфильмов на компьютере, и планшет у нас сломался навсегда. Да, это больно, были слезы, но волей-неволей  стали дружить с книжками и учим буквы, слоги. Немного: в день по два-три слога.  Запоминаем, как выглядит составленное слово. На завтра повторяем. Добиваемся безошибочного чтения слогов. Принцип такой: как только ребенок  читает слоги одного слова без ошибок, он начнет произносить их быстро.

Третий этап. Читаем слово целиком.

Вот так методом проб и ошибок добилась своего. Сегодня мне уже читали сказку про барашка. Теперь задача – научиться писать. Некоторые буквы мы уже пишем.

Подытожив все написанное, могу сказать, что ребенок научится читать, если: есть личный пример родителей, интерес у ребенка, а у мамы, папы, бабушки есть терпение этому научить. Вы ежедневно практикуетесь и находите для этого хоть немного времени..

Надеюсь, мой опыт будет полезен вам.

Лилия ЗИМИНА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий