А ты подписался на нашу газету?
 

Карст и точка опоры

Автор: cmanager от 1-04-2021, 15:12

Карст и точка опоры В минувшее воскресенье в Уфе вновь напомнила о себе проблема слабых грунтов. У дома по улице Генерала Горбатова, 9 произошел провал, в результате которого автомобиль «Хендай Солярис» частично ушел под землю и получил повреждения. Это далеко не первый подобный случай. Наиболее яркий инцидент случился в ноябре 2016 года, когда в глубокой воронке рядом с домом №193/2 по улице Интернациональной навсегда исчезла «Лада Калина». Но наибольшую опасность неустойчивые грунты несут для капитальных зданий, в проектировании и строительстве которых обязательно нужно учитывать фактор непростой геологии.

С момента основания в Уфе отмечались проблемы, связанные с грунтами, склонными к оседанию и провалам. Первый исследователь темы академик Паллас во второй половине 1700-х годов обратил внимание на высокую плотность овражистого расчленения города. В работах 1880-х годов, выполненных вдоль маршрута проходящей по Уфимскому полуострову линии железной дороги, отмечалась «возможность образования провалов в любом месте и с неожиданностью, которая представляет опасность для движения поездов».
Эти вопросы сохраняют актуальность и в наши дни. Только за последние 30 лет в Уфе, по данным МЧС, произошло около 150 карстовых провалов, из них порядка 15 – за пять последних лет. По данным сборника Института геологии Уфимского научного центра РАН, в столице Башкортостана есть все условия для активного развития карстов: широкое распространение хорошо растворимых в воде пород (гипсы, ангидриты, доломиты, известняки) и наличие движущихся подземных вод. Кроме того, существует много эрозионных врезов – образовавшихся в древности участков слабых грунтов, не выдерживающих высоких нагрузок с поверхности. По данным геологов, большинство зданий, получивших повреждения из-за просадки грунтов, расположены именно в таких проблемных местах. Не случайно архитекторы и застройщики должны в обязательном порядке учитывать эти факторы при разработке проектов.

Цена ошибок
Пригодность площадки под капстроительство с точки зрения закарстованности имеет пять категорий: первая наименее благоприятна, а пятая позволяет возводить объекты без каких-либо ограничений. Для планирования типа и этажности будущей застройки существует специальная карта, отражающая все особенности геологического строения территорий. Кроме того, перед началом архитектурного проектирования на площадках должны проводиться определенные дополнительные исследования, позволяющие точно учесть местную геологию.
К сожалению, застройщики особенно в советский период часто проектировали и возводили различные объекты и жилые дома без учета опасности проявления карстов. Характерный пример – четырехподъездная девятиэтажка по Уфимскому шоссе, 4, где, по официальным данным, перед началом работ «в середине 1970-х годов не были в полной мере учтены сложные геологические условия территории, на которой велось строительство». Однако жилое здание было принято в эксплуатацию, а последствия этого решения приходится исправлять уже в наши дни. Из-за опасных трещин в несущих стенах жителей злополучного дома пришлось расселить.
В 2005 году из-за трещин пришлось полностью разобрать стоявшее напротив Южного автовокзала пятиэтажное здание Центра по начислению пенсий, построенное на двух примыкающих друг к другу карстовых воронках. В 2017-м из-за карстовых процессов была демонтирована часть ТСК «Кувыкинский». Годом ранее из-за нескольких оползней на береговом склоне реки Уфы был разобран практически готовый 120-метровый трамплин К-120.

Воронки и оползни
Многие объекты, в основном построенные еще в советский период на закарстованных грунтах, продолжают испытывать негативное влияние просадок земли. Это касается трех многоэтажных домов по улице Интернациональной - №№ 193, 193/1, 193/2. По данным экспертов-геологов, они построены без противокарстовых мероприятий на участке, относимом ко второй категории устойчивости к провалам, где строительство возможно только с полным комплексом противокарстовых мероприятий после специального зонирования площадки.
Первый серьезный провал с образованием воронки диаметром в 6 и глубиной 12 метров произошел рядом с домом № 193 в 1984 году. Эксперты оценивают стоимость мероприятий по сохранению расположенных в карстоопасной зоне трех домов как минимум в 60 миллионов рублей. 20 миллионов нужны для проведения геологических исследований, а 40 – на укрепление фундаментов зданий.
В целом в квартале, ограниченном улицами Интернациональной, Вологодской, Уссурийской и Богдана Хмельницкого, за 100 последних лет произошло 7 крупных провалов, а за более длительное время образовалось свыше 20 карстовых воронок и локальных провалов. Плотность карстопроявлений составляет 355 на квадратный километр.
Слабый грунт представляет угрозу не только для жилья и торгово-административных зданий, но и для важных объектов транспортной инфраструктуры. Речь идет, прежде всего, об Уфимском карстово-оползневом косогоре - районе вдоль берега реки Белой от Затонского моста до ГДК, где процессы выражены особенно ярко. На каждый квадратный километр здесь приходится не менее 36 воронок. С момента пуска железнодорожного сообщения на участке путей «1622-1629 километр» приходилось постоянно бороться с карстовыми явлениями. Самый крупный провал, случившийся в 1927 году имел площадь 1,5 тысячи метров, а на его ликвидацию потребовалось 400 вагонов земли и камней. По сведениям филиала РЖД – Куйбышевской железной дороги, сейчас на данном участке ведется ежедневный визуальный осмотр и воронок в железнодорожной насыпи и непосредственной близости от нее. Для отвода влаги – главного фактора развития карста, вдоль путей созданы желоба и ливнеотводы, а в местах, где возможно появление провалов и воронок, проводится плановая отсыпка грунта и укрепление полотна.

Знание – сила
В последние годы в Уфе наблюдается увеличение дефицита свободных и удобных площадок для жилого строительства. В силу объективных причин дома все чаще будут возводиться на территориях с проблемными грунтами, в том числе на склонах, что предъявляет особые требования к качеству проектных и строительных работ.
Для исключения возможных негативных последствий в Уфе и республике в целом рассматривается возможность создания центра мониторинга карстопроявлений и других опасных геологических процессов, который будет постоянно отслеживать обстановку. По словам инженера-геолога Владимира Камалова, для этого может использоваться комплекс различных технологических приемов. Главным из них должна стать цифровая космическая съемка, позволяющая визуально выявлять и отслеживать все происходящие в городе подвижки и просадки грунтов. На проблемных участках возможно применение точечных методов, где наиболее информативным является метод бурения скважин, дающих полное представление о строении нижних слоев земли и происходящих там геологических процессах.
Централизованный мониторинг и своевременное реагирование на опасные явления позволит экономить значительные средства. Согласно расчетам, работа центра мониторинга будет стоить около 50 миллионов рублей в год, а расселение только одного давшего трещины многоэтажного дома обычно требует сотен миллионов.

Алексей Фатыхов.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий