А ты подписался на нашу газету?
 

Жизнь в камне Урала

Автор: cmanager от 18-06-2020, 10:45

Жизнь в камне УралаГоворят, геология – романтическая профессия. Совсем недавно она считалась престижной и популярной: про исследователей недр снимали фильмы, им посвящали песни. Осталось ли что-то от былой романтики сегодня? Об этом мы побеседовали с директором ООО «Уральское горно-геологическое агентство» Александром Кочергиным.
Он пришел в профессию в самом начале развала Советского Союза, когда разлад затронул даже такие мощные организации как ПГО «Башкиргеология» - перестали платить зарплату. Сотрудники стали искать возможность выжить. Вместе с наставником Виктором Шефером создали первое частное предприятие по геологоразведке. В то время бытовало мнение, что частникам недоступны сложные расчеты и изыскания, поэтому за признание пришлось побороться.
Первым делом стала подготовка Тирлянского месторождения красной охры. Затем последовали бесценные сиены и умбры, лучшие сорта которых отправлялись на завод художественных красок «Невская палитра» в Санкт-Петербурге, а ведь раньше этот специфический товар приходилось заказывать из-за границы. До сих пор коричневые, красноватые, рыжие и желтые краски делают с помощью пигментов Башкирии.
Следующей победой стало сотрудничество с «Кнауф», крупнейшим производителем изделий и строительных смесей из гипса. Казалось бы, простое полезное ископаемое. Но и здесь все оказалось совсем не просто. Не обошлось и без народного бунта: в Аургазинском районе, где собирались поставить завод, распространили фейк, что добыча гипса имеет радиоактивную опасность. Для человека, хоть немного знакомого с геологией, это покажется глупой шуткой. Однако протесты были такой силы, что строительство пришлось перенести в Кармаскалы, где и было подготовлено месторождение объемом 22 млн тонн.
«Настоящий детектив!» - так охарактеризовал Александр поиск залегания особо чистого апокарбонатного талька, который не был известен ранее не только на Урале, но и в европейской части России. Несмотря на то, что здесь крупнейшая сырьевая база этого минерала, он непригоден для получения высоких сортов – содержание железа слишком велико. Изыскания в регионе делали по эталону, ориентируясь на традиционные локализации. Например, в Восточной Сибири тела талька приурочены непосредственно к магнезитам. У нас магнезиты изучались, но безуспешно. Идею о своеобразии локализации месторождений минерала доказывали от 15 лет – и добились успеха. Изменив систему поиска, «Уральское горно-геологическое агентство» нашло три проявления и доказало промышленную ценность новых месторождений. Механизм формирования залежей оказался такой же, но в силу каких-то особенностей они возникли в иных частях недр. Добыча еще не началась – объект нужно довести до ума. Ведь месторождение не просто находка полезного ископаемого. Карьер представляет собой инженерный объект; чтобы его заложить, требуется доказательство промышленных мощностей и рентабельности, необходимо определить его границы, факторы, осложняющие добычу и многое другое. Обычно это занимает несколько лет.
Несмотря на огромный объем «бумажной » работы, Александр Кочергин по-прежнему выезжает «в поля», откуда привозит образчики потрясающе красивых минералов - но не для личной коллекции. Различные яшмы и обсидиан, лазурит и змеевик, флюорит и амазонит становятся палитрой красок для создателей уникальной флорентийской мозаики. Из кусочков благородного камня мастера складывают невероятные картины, и уфимские камнерезы известны далеко за пределами России. Яркие представители башкирской школы этого удивительного по красоте вида изобразительного искусства трудятся в мастерской художественной обработки камня «Уралташ-Арт» под руководством Любовь Чебан.
Источником вдохновения может стать все что угодно: картина великого художника или журнальная иллюстрация, «зацепившая» внимание, в любом случае результат захватывает дух. Из тонких пластинок поделочных камней, тщательно подбирая цвет и фактуру, мастера собирают каменное «полотно», которое сложно отличить от живописного.
А все начиналось практически «на коленке». Любовь Дмитриевна показала огромные алмазные круги, с помощью которых когда-то они вырезали первые элементы картин. На огромных, неуклюжих станках «Башкиргеологии», призванных делать промышленные срезы пород, создавали первые поделки, пытаясь выжить в трудные девяностые. Инициативные, талантливые и молодые камнерезы собрались в «Артель», где под предводительством Халида Нигматуллина и Любовь Чебан, в атмосфере, пронизанной творчеством и энергией, зародилась башкирская школа флорентийской мозаики. Этот импульс художники камня пронесли сквозь череду неурядиц и кризисных лет и продолжают свой кропотливый, тончайший труд в мастерской «Уралташ-арт».
Сейчас башкирская мозаика признается лучшей во всем мире: стиль, индивидуальность, мастерское воплощение оригинальных идей узнаваемы. Цена мозаичного полотна колеблется от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей, но это не говорит о сверхприбылях мастеров, ведь на его создание может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от композиции и размеров рисунка. Обработка весьма твердой яшмы требует качественных и дорогих инструментов, прежде всего, пил и шлифовальных машин, рабочие части которых быстро изнашиваются. И все это также входит в конечную цену изделий.
Зато картины становятся практически вечными и не подвержены влиянию времени. Увы, но спрос на великолепные изделия сейчас в России невелик. Это иной уровень, которого можно достичь лишь на зарубежных выставках, где работы башкирских мастеров будут блистать в полной мере. Но талантливые камнерезы не могут позволить дорогостоящие поездки. Александр Кочергин уверен – каменная мозаика должна стать брендом региона наравне с моторами УМПО, кумысом и медом. Уральское горно-геологическое агенсиво давно поддерживает «Уралташ», помогая деньгами, материалами и юридической опекой. Но без государственной поддержки уникальное направление живописи может исчезнуть.
Юлия ПАХОМОВА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий