Идриса Газиева - Народного артиста Башкортостана и Татарстана, заслуженного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии РБ им. С.Юлаева большинство знает как одного из самых популярных певцов, его песни уже много лет поют и с удовольствием слушают по всему миру. Но известен он не только своим песенным талантом. Он - профессор Института искусств имени Загира Исмагилова, автор документальных фильмов о деятелях культуры, искусствовед, человек увлеченный, прекрасный рассказчик.
В этом году его номинировали на Государственную премию имени Габдуллы Тукая. Как говорит он сам, это добавило ему груза ответственности. Наша беседа с ним, состоявшаяся в непростое для всех нас время - о музыке, ее вдохновляющей и спасительной силе.
- Институт пока на вынужденных каникулах….
- Но скучать не приходится. Студентам раздал задания, поддерживаю с ними связь в режиме онлайн, контролирую, чтобы они занимались, а не использовали это время для праздности. Я и сам привык работать на полную катушку - преподаю, пишу научные статьи по истории национальной музыки, встречаюсь с людьми, стараюсь держать и исполнительскую форму.
- А что в вашей деятельности все-таки главное?
- Все виды моей деятельности объединяет музыка. Все, что делаю, связано с ней. Не могу сказать, что люблю только петь или только заниматься историческими музыковедческими исследованиями. Все взаимосвязано.
- Трудно было перестроиться? Некоторые артисты тяжело переносят конец певческой деятельности.
- То, что пропел в филармонии долгие годы, для меня очень важно, но уже тогда начал параллельно преподавать. Поэтому, когда завершил работу в филармонии, то ушел в Институт искусств (хотя продолжаю петь, выступать на сцене, чтобы поддерживать исполнительскую форму: ведь я должен студентам показывать, как спеть музыкальную фразу, как формировать верхние или нижние регистры, вокальную технику). Так что для меня все произошло естественно, без каких-то эмоциональных потрясений, как это часто бывает у творческих людей. Ушел со сцены, а дальше что? У меня такого вопроса не было. Моя творческая деятельность перешла в педагогику и в науку.
- Сменили микрофон на кабинетную тишину?
- Скорее на архивы с грамзаписями. Я, как уже сказал, сместил акценты деятельности. У меня давний интерес к истории музыки, личностям, которые оставили яркий след в искусстве - певцам, музыкантам, поэтам, скульпторам. Это привело к тому, что стал серьезно заниматься изучением их творческого пути. А потом защитил в Казанской консерватории кандидатскую диссертацию по теме «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман». Такая объединяющая и благодатная тема. А недавно вернулся с научно-практической конференции, которую проводила Академия наук Татарстана, посвященной песенному искусству. Я выступил с докладом о тех, кто стоял у истоков национальной эстрадной песни начала ХХ века и дал заслушать граммофонные записи столетней давности.
- Невероятно! Думаю, это была сенсация.
- Некоторые записи татарских исполнителей начала XX века прекрасно сохранились и передают всю красоту голосов певцов и игры музыкантов. Нужно сказать, меня вообще интересует песенное творчество раннего периода - периода становления эстрадной национальной песни.
- А что вам ближе к сердцу - башкирские или татарские мелодии?
- Разделение наших народов ведь чисто территориальное, у нас единая среда обитания, а граница условна. Поэтому одинаково люблю песни двух дружественных народов.
- А еще за границей вас называют «этот русский Идрис Газиев… ».
- Да, это так! Поэтому не ощущаю разделения, даже если кто-то на это указывает. Говорю - ребята, смотрите историю: в истории были гениальные личности, искренне служившие двум республикам. Они и не думали что-то делить. Артисты выступали на сценах и Татарстана, и Башкортостана. Наши народы дружат, поют общие песни. Когда наш театр выезжает в Казань - там полный аншлаг, когда они приезжают к нам - то же самое: полные залы! Я много лет нахожусь в постоянных разъездах между двумя республиками: работаю, общаюсь, у меня много совместных проектов с коллегами из соседней республики, при этом живу здесь, в Уфе. Я не мог, да и не имел права отказаться от такого образа жизни - нужно было реализовать многие творческие задумки.
- Вы сняли цикл фильмов о творческих людях, композиторах…
- Девять, вернее, десять: один из них в двух частях. Я выступил и автором сценариев, и ведущим, и исполнителем музыкальных произведений, которые были включены в телевизионные музыкальные фильмы. Это был период с 2001 по 2008 годы, очень напряженный. Удивляюсь сам себе - как все выдержал? Вот что значит увлеченность. И в филармонии работал, и уже была педагогическая нагрузка, а ночами ездил в Казань, чтобы сэкономить время: в пути учил сценарий. В каждом фильме по 30-40 минут оригинальной музыки, которую сам же подбирал и сам исполнял почти весь музыкальный материал. По сути, и продюсировал проекты, занимаясь и привлечением финансов. Надо было оплачивать и студию, и труд музыкантов, и съемочную группу. В фильмах можно услышать арии, романсы, песни в моем исполнении в сопровождении Государственного симфонического оркестра Татарстана, знаменитого камерного оркестра La Primavera. Были привлечены разные коллективы и весьма оригинальные составы: к примеру, скрипка и баян, много песен было записано a'capella.
- Фильмы ведь не только о музыкантах?
- Да, есть о поэте Габдулле Тукае и скульпторе Баки Урманче.
- Работали с упоением?
- Безусловно! Ведь это рассказы о ярких личностях и мое личностное отношение к ним. Взять фильм о композиторе Фариде Яруллине, авторе первого татарского балета «Шурале». Кстати, Фарид, сын известного народного музыканта Загидуллы Яруллина, в юношеские годы жил в Уфе, учился в школе, которая нынче является хореографическим училищем имени Рудольфа Нуреева. Или фильм об известном фольклористе Султане Габяши, работавшем и в Казани, и в Уфе. В фильме о Султане Габяши своими теплыми воспоминаниями поделился знаменитый балетмейстер Хашим-ага Мустаев. Он в 30-е годы учился в Уфе, где преподавал тогда С. Габяши. И, естественно, об одном из основоположников национальной татарской классической музыки Александре Ключареве, создавшем произведения в том числе и в области башкирской симфонической музыки. На основе башкирских мелодий он создал симфонические поэмы «Урал», «Сабантуй». Много он сделал и для Государственного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова. Кстати, знаменитый хореограф и Ключарев были друзьями.
- Снимали один фильм и уже думали о новом?
- Да, проекты шли параллельно. К примеру, когда мы снимали фильм в Казани, успел пообщаться с выдающимися людьми, которые были молоды в 30-е годы и многое знали и о сороковых годах, периоде становления национальной музыки - в частности, эстрадной песни (как говорил выше, этот период меня особо интересует с точки зрения моих научных исследований). Мне довелось встретиться и поговорить с известным музыковедом, лектором, ведущей концертов Зайнаб Хайруллиной. Тогда ей было уже за 90, но она многое помнила. К примеру, поведала, как в 16 лет - в 1936 году - вела на татарском радио в Казани концерт легендарного певца Газиза Альмухаметова. До своего ареста знаменитый башкирский певец часто выезжал с концертами в Казань. Вот таких людей на моем творческом пути было много. А сейчас кого-то уже нет в живых, но они успели мне дать столько информации о личностях, с которыми общались. Звезды, артисты Усман Альмеев, Ильхам Шакиров, композиторы Мирсаид Яруллин, Ренат Еникеев … Их нет, а фильмы с их участием есть.
- Где эти фильмы можно увидеть?
- Их периодически показывает канал «ТНВ Планета».
- Студентам эти работы показываете?
- Изредка: копии фильмов есть на дисках, кто интересуется, знают, что у меня есть все.
- Вы молодые таланты поддерживаете?
- Стараюсь, в основном морально. О нас государство так или иначе заботилось, а нынешние юноши, девушки сами себе предоставлены, и им трудно. Я своих студентов люблю. Каждый день мы сейчас общаемся онлайн. Говорю им «Не болейте, занимайтесь!». С утра каждому студенту пишу задание, и они отчитываются: работают над музыкальными произведениями, записывают на видео фрагменты и высылают. Я их слушаю, комментирую. Так выстраиваем учебный процесс в нынешних условиях.
- Ситуация с пандемией нарушила ваши планы?
- У меня 29 апреля в Театре оперы и балета должен был состояться юбилей, но… отложил до лучших времен. Скорее всего, мероприятие состоится осенью. Главное, чтобы никто не болел и все выдержали испытание, не поддавались панике. Музыка должна нас спасти, и поэтому многие работают онлайн - и музеи, и театры. Да, тревожно, но мы должны ответственно относиться к ситуации: на «авось» не пройдет.
- Номинация на премию им. Г Тукая вас вдохновила?
- Она меня ко многому обязывает, это большая ответственность. Сейчас я получаю много положительных отзывов на эту новость, и вот это меня действительно вдохновляет. На своем творческом пути я все делал профессионально, с любовью к своему народу. И за свою работу мне не стыдно. Песни, программы, фильмы - это моя жизнь, мое существование.
Отдельно.
- Расскажите о каком-нибудь интересном эпизоде из вашей творческой деятельности.
- Расскажу один. Звонок рано утром, в районе семи: «Алло! Это Мустафа Сафич, не разбудил тебя?» Я тут же проснулся и, конечно, сказал: «Что вы, мы давно уже встали, Мустафа Сафич!». «Стихотворение хочу тебе прочитать. Ты запиши, композитора найди, песню сделаешь!». Потом он еще рассказал что-то смешное. А я после разговора быстро записал стихотворение и суть беседы. И в результате получилась очень трогательная песня на музыку известного татарского композитора Резеды Ахияровой «Поют утренние петухи…». Эту песня вошла в мой репертуар. Она была включена также и в концертную программу торжеств по случаю 100-летия Мустая Карима. У меня есть сборник, где он написал мне пожелание: «Любимому певцу. Идрис, не меняйся, оставайся таким, какой ты есть!».
Беседовала Лилия Зимина.