А ты подписался на нашу газету?
 

Я музыкой живу…

Автор: cmanager от 2-04-2020, 09:15

Я музыкой живу…Идриса Газиева - Народного артиста Башкортостана и Татарстана, заслуженного артиста Российской Федерации, лауреата Государственной премии РБ им. С.Юлаева большинство знает как одного из самых популярных певцов, его песни уже много лет поют и с удовольствием слушают по всему миру. Но известен он не только своим песенным талантом. Он - профессор Института искусств имени Загира Исмагилова, автор документальных фильмов о деятелях культуры, искусствовед, человек увлеченный, прекрасный рассказчик.
В этом году его номинировали на Государственную премию имени Габдуллы Тукая. Как говорит он сам, это добавило ему груза ответственности. Наша беседа с ним, состоявшаяся в непростое для всех нас время - о музыке, ее вдохновляющей и спасительной силе.
- Институт пока на вынужденных каникулах….
- Но скучать не приходится. Студентам раздал задания, поддерживаю с ними связь в режиме онлайн, контролирую, чтобы они занимались, а не использовали это время для праздности. Я и сам привык работать на полную катушку - преподаю, пишу научные статьи по истории национальной музыки, встречаюсь с людьми, стараюсь держать и исполнительскую форму.
- А что в вашей деятельности все-таки главное?
- Все виды моей деятельности объединяет музыка. Все, что делаю, связано с ней. Не могу сказать, что люблю только петь или только заниматься историческими музыковедческими исследованиями. Все взаимосвязано.
- Трудно было перестроиться? Некоторые артисты тяжело переносят конец певческой деятельности.
- То, что пропел в филармонии долгие годы, для меня очень важно, но уже тогда начал параллельно преподавать. Поэтому, когда завершил работу в филармонии, то ушел в Институт искусств (хотя продолжаю петь, выступать на сцене, чтобы поддерживать исполнительскую форму: ведь я должен студентам показывать, как спеть музыкальную фразу, как формировать верхние или нижние регистры, вокальную технику). Так что для меня все произошло естественно, без каких-то эмоциональных потрясений, как это часто бывает у творческих людей. Ушел со сцены, а дальше что? У меня такого вопроса не было. Моя творческая деятельность перешла в педагогику и в науку.
- Сменили микрофон на кабинетную тишину?
- Скорее на архивы с грамзаписями. Я, как уже сказал, сместил акценты деятельности. У меня давний интерес к истории музыки, личностям, которые оставили яркий след в искусстве - певцам, музыкантам, поэтам, скульпторам. Это привело к тому, что стал серьезно заниматься изучением их творческого пути. А потом защитил в Казанской консерватории кандидатскую диссертацию по теме «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман». Такая объединяющая и благодатная тема. А недавно вернулся с научно-практической конференции, которую проводила Академия наук Татарстана, посвященной песенному искусству. Я выступил с докладом о тех, кто стоял у истоков национальной эстрадной песни начала ХХ века и дал заслушать граммофонные записи столетней давности.
- Невероятно! Думаю, это была сенсация.
- Некоторые записи татарских исполнителей начала XX века прекрасно сохранились и передают всю красоту голосов певцов и игры музыкантов. Нужно сказать, меня вообще интересует песенное творчество раннего периода - периода становления эстрадной национальной песни.
- А что вам ближе к сердцу - башкирские или татарские мелодии?
- Разделение наших народов ведь чисто территориальное, у нас единая среда обитания, а граница условна. Поэтому одинаково люблю песни двух дружественных народов.
- А еще за границей вас называют «этот русский Идрис Газиев… ».
- Да, это так! Поэтому не ощущаю разделения, даже если кто-то на это указывает. Говорю - ребята, смотрите историю: в истории были гениальные личности, искренне служившие двум республикам. Они и не думали что-то делить. Артисты выступали на сценах и Татарстана, и Башкортостана. Наши народы дружат, поют общие песни. Когда наш театр выезжает в Казань - там полный аншлаг, когда они приезжают к нам - то же самое: полные залы! Я много лет нахожусь в постоянных разъездах между двумя республиками: работаю, общаюсь, у меня много совместных проектов с коллегами из соседней республики, при этом живу здесь, в Уфе. Я не мог, да и не имел права отказаться от такого образа жизни - нужно было реализовать многие творческие задумки.
- Вы сняли цикл фильмов о творческих людях, композиторах…
- Девять, вернее, десять: один из них в двух частях. Я выступил и автором сценариев, и ведущим, и исполнителем музыкальных произведений, которые были включены в телевизионные музыкальные фильмы. Это был период с 2001 по 2008 годы, очень напряженный. Удивляюсь сам себе - как все выдержал? Вот что значит увлеченность. И в филармонии работал, и уже была педагогическая нагрузка, а ночами ездил в Казань, чтобы сэкономить время: в пути учил сценарий. В каждом фильме по 30-40 минут оригинальной музыки, которую сам же подбирал и сам исполнял почти весь музыкальный материал. По сути, и продюсировал проекты, занимаясь и привлечением финансов. Надо было оплачивать и студию, и труд музыкантов, и съемочную группу. В фильмах можно услышать арии, романсы, песни в моем исполнении в сопровождении Государственного симфонического оркестра Татарстана, знаменитого камерного оркестра La Primavera. Были привлечены разные коллективы и весьма оригинальные составы: к примеру, скрипка и баян, много песен было записано a'capella.
- Фильмы ведь не только о музыкантах?
- Да, есть о поэте Габдулле Тукае и скульпторе Баки Урманче.
- Работали с упоением?
- Безусловно! Ведь это рассказы о ярких личностях и мое личностное отношение к ним. Взять фильм о композиторе Фариде Яруллине, авторе первого татарского балета «Шурале». Кстати, Фарид, сын известного народного музыканта Загидуллы Яруллина, в юношеские годы жил в Уфе, учился в школе, которая нынче является хореографическим училищем имени Рудольфа Нуреева. Или фильм об известном фольклористе Султане Габяши, работавшем и в Казани, и в Уфе. В фильме о Султане Габяши своими теплыми воспоминаниями поделился знаменитый балетмейстер Хашим-ага Мустаев. Он в 30-е годы учился в Уфе, где преподавал тогда С. Габяши. И, естественно, об одном из основоположников национальной татарской классической музыки Александре Ключареве, создавшем произведения в том числе и в области башкирской симфонической музыки. На основе башкирских мелодий он создал симфонические поэмы «Урал», «Сабантуй». Много он сделал и для Государственного ансамбля танца имени Файзи Гаскарова. Кстати, знаменитый хореограф и Ключарев были друзьями.
- Снимали один фильм и уже думали о новом?
- Да, проекты шли параллельно. К примеру, когда мы снимали фильм в Казани, успел пообщаться с выдающимися людьми, которые были молоды в 30-е годы и многое знали и о сороковых годах, периоде становления национальной музыки - в частности, эстрадной песни (как говорил выше, этот период меня особо интересует с точки зрения моих научных исследований). Мне довелось встретиться и поговорить с известным музыковедом, лектором, ведущей концертов Зайнаб Хайруллиной. Тогда ей было уже за 90, но она многое помнила. К примеру, поведала, как в 16 лет - в 1936 году - вела на татарском радио в Казани концерт легендарного певца Газиза Альмухаметова. До своего ареста знаменитый башкирский певец часто выезжал с концертами в Казань. Вот таких людей на моем творческом пути было много. А сейчас кого-то уже нет в живых, но они успели мне дать столько информации о личностях, с которыми общались. Звезды, артисты Усман Альмеев, Ильхам Шакиров, композиторы Мирсаид Яруллин, Ренат Еникеев … Их нет, а фильмы с их участием есть.
- Где эти фильмы можно увидеть?
- Их периодически показывает канал «ТНВ Планета».
- Студентам эти работы показываете?
- Изредка: копии фильмов есть на дисках, кто интересуется, знают, что у меня есть все.
- Вы молодые таланты поддерживаете?
- Стараюсь, в основном морально. О нас государство так или иначе заботилось, а нынешние юноши, девушки сами себе предоставлены, и им трудно. Я своих студентов люблю. Каждый день мы сейчас общаемся онлайн. Говорю им «Не болейте, занимайтесь!». С утра каждому студенту пишу задание, и они отчитываются: работают над музыкальными произведениями, записывают на видео фрагменты и высылают. Я их слушаю, комментирую. Так выстраиваем учебный процесс в нынешних условиях.
- Ситуация с пандемией нарушила ваши планы?
- У меня 29 апреля в Театре оперы и балета должен был состояться юбилей, но… отложил до лучших времен. Скорее всего, мероприятие состоится осенью. Главное, чтобы никто не болел и все выдержали испытание, не поддавались панике. Музыка должна нас спасти, и поэтому многие работают онлайн - и музеи, и театры. Да, тревожно, но мы должны ответственно относиться к ситуации: на «авось» не пройдет.
- Номинация на премию им. Г Тукая вас вдохновила?
- Она меня ко многому обязывает, это большая ответственность. Сейчас я получаю много положительных отзывов на эту новость, и вот это меня действительно вдохновляет. На своем творческом пути я все делал профессионально, с любовью к своему народу. И за свою работу мне не стыдно. Песни, программы, фильмы - это моя жизнь, мое существование.
Отдельно.
- Расскажите о каком-нибудь интересном эпизоде из вашей творческой деятельности.
- Расскажу один. Звонок рано утром, в районе семи: «Алло! Это Мустафа Сафич, не разбудил тебя?» Я тут же проснулся и, конечно, сказал: «Что вы, мы давно уже встали, Мустафа Сафич!». «Стихотворение хочу тебе прочитать. Ты запиши, композитора найди, песню сделаешь!». Потом он еще рассказал что-то смешное. А я после разговора быстро записал стихотворение и суть беседы. И в результате получилась очень трогательная песня на музыку известного татарского композитора Резеды Ахияровой «Поют утренние петухи…». Эту песня вошла в мой репертуар. Она была включена также и в концертную программу торжеств по случаю 100-летия Мустая Карима. У меня есть сборник, где он написал мне пожелание: «Любимому певцу. Идрис, не меняйся, оставайся таким, какой ты есть!».

Беседовала Лилия Зимина.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий