А ты подписался на нашу газету?
 

«Солдат - невидимка», или вопрос без ответа

Автор: cmanager от 27-02-2020, 09:40

«Солдат - невидимка», или вопрос без ответа…1942 год, конец мая. Писатель Адель Кутуй уходит на фронт добровольцем. Все страна живет сводками «Совинформбюро». Солдаты куют Победу на полях сражений, рабочие помогают им на производстве. А что может сделать юный школьник, горящий желанием помочь? О его приключениях – фантастическая повесть Аделя Кутуя «Приключения Рустема». А также поставленный по ее мотивам спустя десятки лет спектакль Башкирского драматического театра имени Мажита Гафури.
Его название сразу же создает соответствующую атмосферу - «Солдат-невидимка». Постановка получилась знаковой, и дело не только в грядущем юбилее Победы, но и в режиссере и актерах, сумевших актуально подать историю отважного юноши из 1940-х. Авансценой становится комната главного героя, мальчишки Рустама. Бумажный самолет на окне, армия игрушечных пехотинцев на полу. На мирный город за стеклом легла тень войны, и каждый живет девизом «Все для фронта, все для победы!».
С первых минут история поражает игрой света и тени. Это заслуга художника по свету Евгения Ганзбурга, а также главного художника театра Альберта Нестерова. Благодаря им мир юного Рустама оживает реалистично и ярко. Хотя вместе с тем это своего рода игра, проходящая в сознании мальчика. Утро и день его занимает школа, а вечером, перед сном, бабушка рассказывает внуку старинные татарские сказки. И мысль, скользящая красной нитью: как помочь своему народу в битве с врагом?
Ведь мальчику далеко до совершеннолетия. Эх, стать бы былинным богатырем, обладающим небывалой силой! И тогда - сразу на фронт. Серьезное стремление обрамлено в яркие краски детской мечты. Шансы, что она сбудется, малы, как мала вероятность увидеть легендарное цветение папоротника в ночь на Ивана Купалу. По словам бабушки, рассказывающей эту старинную сказку, тот, кто найдет яркий цветок, обретает чудесную силу. Однако нэнэйка и не подозревает, что это случится с ее внуком. В результате стечения мистических обстоятельств он обретет способность быть невидимым.
Зная историю Великой Отечественной, можно увидеть кое-какие аллегории. Страну, на фронт которой ушел Адель Кутуй, действительно могло спасти лишь чудо. Не фантастическое, а чудо беспримерной веры и преданности каждого ее гражданина. Летом сорок второго фашисты рвались к Волге - реке, святой не только для сталинградцев… Сбежав на фронт, невидимый юноша попадает в гущу событий. Лишенная наивной мягкости, война сразу знакомит его со смертью. Символично, что хрупкой немецкой девочке Марте почти столько же лет, как и Рустему. Они - антиподы, сыгранные одной актрисой Зилией Халиловой. В этом видится еще одна горькая усмешка судьбы, ведь война - не место для мальчишек и девчонок. Другое дело, что она не щадит даже детей. Едва ли не больше, чем режиссеру, об этом пришлось думать драматургу Светлане Баженовой. Интересно, что родилась она в Омске, театральное становление прошла в Сибири и на Урале. Первая публикация в журнале «Современная драматургия» датируется 2013-м годом. Тем не менее мысль, начатую Аделем Кутуем 75 лет назад, она подхватила очень уверенно.
Отсюда - и колоритная, по-домашнему уютная бабушка-сказочница. И герой Иван, чей гротескный образ легко узнаваем. Если он имеет сходство с реальностью, то немец Фогель скорее похож на живую карикатуру. Что, кстати, тоже понятно: Адель Кутуй служил не только пехотинцем, но и корреспондентом фронтовой газеты. А значит, с иронией в адрес врага был знаком. Сцена превращается в передний край обороны. Главный герой Рустам невидим ни для своих, ни для чужих. Лишь только его авантюрные выходки заставляют трястись от страха суеверных немцев, а советских бойцов – улыбаться. Оторванный от дома, юноша попадает в горнило боев, проходя вместе с солдатами все круги ада. Лишь зеленый цвет гимнастерок и маскхалатов, должно быть, напоминает ему о национальных традициях родной стороны.
Но здесь все по-другому. Оказывается, трусость знакома и воину. Да что там, место страху есть и внутри тебя самого... Такова жизнь на стыке добра и зла, и передовая в этой битве проходит через сердце внезапно повзрослевшего парня. Хотя свои эмоции и переживания видит лишь сам Рустем. А вот молодому солдату в исполнении Юнира Куланбаева повезло меньше: малодушие скрыть не удается. Отчасти похож на красноармейца его немецкий визави, сыгранный Уралом Аминовым. Игра актеров столь проникновенна, что невольно начинаешь переживать происходящее вместе с ними. Погружение получается полным, свет и звук не оставляют шансов думать о чем-то еще. А еще это получается благодаря техническим средствам. Над созданием бутафории работали не только художники, но другие участники труппы.
- Да, мы готовили военный антураж. Нужно понять, что спектакль довольно сложен, в том числе и технически. То, что происходит на сцене, можно назвать верхушкой айсберга: огромный объем работы достался монтировщикам, гримерам и другим театральным рабочим, - отметили актеры.
В итоге сложившаяся картина воспринимается на одном дыхании. Глядя на беснующегося в зеленых отблесках «Гитлера», обращаюсь мыслью к его историческому прототипу. И параллельно отмечаю, как изменилась атмосфера в зрительном зале… Еще бы: глазами советского юноши мы смотрим на попавшего в плен красноармейца. Белая рубаха его благодаря световому эффекту, кажется сияющей. Еще минута - и на ней расцветут кроваво-красные цветы… Таков апофеоз, накал всей имеющейся в спектакле героики.
Однако смысл спектакля - далеко не только в героике. Это подчеркнул режиссер спектакля (кстати, выпускник суворовского училища) Радион Букаев:

- Зайдите в современный магазин игрушек - и вы увидите танки, самолеты, пластиковых солдат разных армий. Но о том, что такое война на самом деле, дети сегодня не знают. Присутствует некая романтизация войны, а война - это не игрушки. Наш спектакль построен так, что прийти на него может вся семья. И во время действа, и по его окончании у ребят должны возникать вопросы о происходящем, а родители - отвечать на них.
Стоит сказать, что для уфимцев эта история не является «родной» в полном смысле этого слова. Но герой Рустема архетипичен и близок, наверное, каждому башкирскому подростку тех лет, да и не только башкирскому. Вернулся ли юноша с войны? Обрадовал ли потерявших его родителей? Прямого ответа режиссер не дает. А вот судьба Аделя Кутуя известна и по-своему драматична. Уже будучи состоявшимся писателем, он прошел Сталинград, был награжден медалью «За отвагу». Затем был Брянский фронт: с тяжелыми боями армия шла на запад, отвоевывая свою землю. С 1944 года младший лейтенант Кутуев - корреспондент фронтовой газеты. Зимой последнего года войны он вспоминал Волгу, форсируя вместе с танкистами Вислу и Одер. Морозы и лишения подорвали здоровье, о Победе Адель Кутуй узнал в госпитале польского городка Згеж. Там, на больничной койке, и родились первые строки его фантастической повести «Приключения Рустема». Но закончить историю писатель уже не успел…
В этом смысле премьера на сцене Башкирского драматического театра - эстафета культуры и памяти. Получилось так, что детская книжка, написанная на больничной койке, выросла в масштабное полотно, затрагивающее самые что ни на есть взрослые вопросы. Собственно, режиссер Радион Букаев так и сказал: спектакль должен заставить думать. И, на мой взгляд, это получилось.
Иван БЕГМА.

Фото с сайта bashdram.ru

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий