А ты подписался на нашу газету?
 

«Гульбустан» или Парадоксы будущего

Автор: cmanager от 6-02-2020, 09:14

«Гульбустан» или Парадоксы будущегоБашкирский драматический театр поставил спектакль «Гульбустан», премьера которого состоялась 1 и 2 февраля на сцене государственного ансамбля Файзи Гаскарова. Пьеса уже ставилась и раньше, но ныне смещены акценты, мы видим тупик, к которому идет цивилизация, и многие зрители назвали постановку даже революционной, так как в ней подняты злободневные темы сегодняшнего дня. Здесь показана гибель природы и души человека, а также ставятся вопросы: для чего мы живем и работаем? Что строим? И что оставим потомкам?
…Натруженные руки, согбенные спины, уставшие лица. Люди механически выполняют работу и похожи на роботов – монотонно добывают руду и перерабатывают ее на комбинате – в грохочущей металлической клетке. А самая страшная зона - шахта №4, туда, как сталкеры, отправляются самые рисковые парни. Глубина земли отвечает им радиацией, светящейся неоном на тяжелых защитных костюмах. Парадокс в том, что это и есть страна цветов - так переводится башкирское имя Гульбустан и так зовется земля - территория нашего альтернативного будущего. Мрачного. Здесь все умирает, людям можно дышать только в противогазах, а женщины давно перестали рожать детей. Ни радости, ни музыки, ни смеха влюбленных, ни перспективы на завтра - остался только бессмысленный труд ради жалкой платы, которой едва хватает на пропитание. «Пройдите через рамку еще раз! У вас дополнительное сканирование!» - твердит механический голос. Одна из работниц комбината – юная Гульбустан привлекла внимание охраны комбината, она оказалась на редкость здоровой. Уникум! Она даже может родить детей, в отличие от других ее соплеменниц, потерявших эту способность. Что становится известно хозяину комбината Кусербаю. У него уже есть две жены, но родить они не могут, а ему очень нужен наследник – кому оставить миллионное богатство? Он решает жениться, хотя девушка любит молодого горячего Айсуака. И ее любовь не купить, но именно так хочет заполучить ее старик-богач, он ведь привык иметь все, что пожелает.
Пьеса, написанная в 1941 году классиком драматургии Кадыром Даяновым (в оригинале «Тансулпан») в переосмыслении современного автора Дамира Юсупова оказалась на редкость актуальной.
- А мы и хотели вызвать зрителя на размышления, - говорит режиссер спектакля Айрат Абушахманов, - когда меня спрашивают, почему выбрал именно ее для постановки, отвечаю, выбор обычно происходит интуитивно.
Что ж, интуиция не подвела, нам, живущим здесь и сейчас, понятно все о чем между строк, а порой и напрямую, говорит автор. Вот и по словам режиссера, красная нить пьесы – экология. Обычно мы применяем это понятие к природе, но здесь она говорит о природе человека. Мы бьем в набат. Потребление стало таким глобальным явлением, что недра истощаются, и Земля уже прошла точку невозврата, она уже не может восполнить ресурсы, воздух и вода отравлены, а человек рождает горы мусора, пластика и озоновые дыры и продолжает разрабатывать недра. Гибнет не только природа, но и сам человек, его душа, которая уже не поет и не мечтает, а только выживает и потребляет, и аппетиты безмерны и только растут. Можно ли вырваться из замкнутого круга? Главные герои Айсуак и его возлюбленная Гульбустан решаются на это, бегут из комбината – терртории рабства и мрака, и на мгновения чувствуют воздух свободы, и народ их поначалу поддерживает и укрывает, а … потом предает. Ведь людям нужен комбинат и мизерная плата, чтобы дальше влачить жалкое существование. Гульбустан доставляют богачу почтой, как сломленную куклу. Очень трагично заканчивается спектакль.
Но, как говорит режиссер, такова его идея, не хотелось делать из трагедии мелодраму, поэтому в спектакле все подчинено заданному жанру, и давящую его атмосферу подчеркивает и музыка, и сценография, и пластика актеров. Только главные герои вспыхивают яркими звездочками. Есть в них непокорность судьбе и дерзость поступков. Зрителю хочется верить в них..
- Именно через катарсис, страдания и слезы, через трагедию идет очищение души, - говорит режиссер. – Именно так мы хотели достучаться до сердец зрителей.
Корзина
Стоит отметить прекрасную работу творческой группы: авангардные декорации – работа художника Альберта Нестерова, с национальными элементами в одежде и образцами песенного фольклора помог консультант Гульгина Баймурзина, музыка и свет – работа композитора Марата Файзуллина, художник по свету Ильшат Саяхов, автор хореографии - Алина Мустаева.
Спектакль запомнился зрителям актерскими работами: на высоте были молодые артисты Гульназ Хайсарова (Гульбустан) и Азат Валитов (Айсуак), восхитила игра мэтра сцены Олега Ханова в образе вершителя судеб Кусербая.
Лилия ЗИМИНА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий