А ты подписался на нашу газету?
 

Серый дом с историей

Автор: cmanager от 23-01-2020, 15:05

Серый дом с историей Неприметное двухэтажное здание на углу улиц Крупской и Достоевского выглядит напоминанием о давно прошедших временах. Среди окружающих его высоток Дом-музей Ленина – маленький кусочек Уфы 19 века.

Здание и правда историческое, причем во всех смыслах. Одно дело – куцые воспоминания из школьной программы, о кратком пребывании вождя революции в нашем городе. И совсем другое – полностью погрузиться в атмосферу того времени, посмотреть на тот самый стол, за которым читались свежие номера «Искры».
Словом, на пару часов отправиться в прошлое. Встречает нас директор музея Гульназ Хусаинова.

- Уфа считалась захолустным провинциальным городом. Прежде всего, поэтому она служила местом ссылки за политические преступления и восстания против правящего режима. Причем, начиная с 1602 года, когда здесь оказался сосланный Борисом Годуновым боярин Романов, дядя будущего царя Михаила. Потом пришла очередь декабристов, петрашевцев, участников Польского восстания 1830-1831 годов, - рассказывает она.

Неудивительно, что в самом начале XX века здесь уже сформировался круг революционно настроенных деятелей. Самыми яркими фигурами среди уфимских подпольщиков стали Александр Цюрупа и сосланная сюда Надежда Крупская.

- Будущий вождь революции на тот момент находился в Сибири, где тоже отбывал наказание. Первый его визит в наш город был нелегальным, на обратном пути оттуда. Это был февраль 1900 года. Помог жене и ее матери обустроиться на новом месте и затем уже официально приехал в июне, - продолжает экскурсовод.

Первый этаж музея полностью отдан под экспозицию, в том числе картинную. Одно из полотен посвящено прибытию Ильича к нам на пароходе «Ост». И рядом – уже «рабочая встреча» марксистской ячейки: Цюрупа, Свидерский, Крохаль. Но большее внимание привлекает написанное рукой Ленина прошение на выезд в Уфу, адресованное в органы полиции. Письмо в лояльном тоне, парой строк революционер даже ссылается на свою болезнь и бедственное материальное положение. А в подписи указывает, что он – потомственный дворянин.

- Улица Достоевского в то время называлась Тюремной. А современная улица Крупской – Жандармской. И супруги всегда находили место для иронии по поводу своего положения. В архивах сохранилась «Раскладочная ведомость налога с недвижимого имущества 1897 года». Там сообщается, что дом на углу данных улиц - деревянный с антресолями, покрытый тесом, принадлежал вдове статского советника Чоглоковой. На втором этаже, где был изначально рабочий кабинет, летом 1900 года поселились Надежда Константиновна и ее мама, - рассказали музейные работники.

Стесненность условий проживания бросается в глаза и спустя почти 120 лет. Низкие потолки, высокая крутая лестница. Маленькая кухонька, съемный переносной умывальник.
Но был и своеобразный уют: например, обои с яркими розами. О них в своих поздних воспоминаниях говорила сама Надежда Константиновна. Кстати говоря, ее срок пребывания в Уфе подошел к концу лишь 11 марта 1901 года.

Поиск «того самого дома» в Уфе начался уже после смерти вождя в 1924 году. Найти его оказалось не просто в силу разных причин. К тому времени в доме проживало несколько семей, а его внешний вид значительно изменился. Были сделаны фото целого ряда зданий с мезонинами, которые послали Надежде Константиновне для опознания. Так или иначе, спустя несколько лет дом был найден, а в нем открыт музей.

- Восстановительные работы шли с 1938 по 1941 годы. Благодаря им мы получили нынешнюю планировку и отделку. Кроме того, был воссоздан облик эпохи начала века.

Большая часть из 4 миллионов посетителей музея - гости из 88 зарубежных стран, побывали в нем в 1950-1980-е годы.
Сорок лет назад прилегающий к нему квартал был даже отдан под создание аутентичного уголка Уфы начала XX века, которую и видел Ильич. Но в 2002 году почти вся площадь мемориального квартала была отдана под застройку. Уцелел лишь музей, который в том же году капитально отремонтировали.
Сегодня его работники не жалуются на отсутствие внимания. Экспозицию посещают и уфимцы, и туристы. Посещение «дома Ильича» включают в культурные программы школы и колледжи. Башкирские художники дарят свои картины. А еще пространство в духе начала позапрошлого века нередко посещают творческие люди. Так, совсем недавно легендарные комнаты послужили павильоном для съемок короткометражного фильма.

Иван БЕГМА.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий