А ты подписался на нашу газету?
 
» » Лифтовых дел мастер
Наш на все 100

Лифтовых дел мастер

Автор: cmanager от 26-12-2019, 17:18

Лифтовых дел мастер«Лифты здесь тоже устанавливал я. Вот эти два поменяли, а крайний остался». Наш разговор с Олегом Фледербахером происходит на седьмом этаже Дома печати, куда Заслуженный строитель России и ветеран труда пришел в гости в нашу редакцию. На его глазах росла и развивалась Уфа: появлялись производства, жилые кварталы, целые микрорайоны. Его приезд в столицу республики шестьдесят лет назад был связан с высотным строительством, появлением лифтов. Олег Иосифович поделился своими воспоминаниями о тех далеких годах.
- Как развивалось лифтовое хозяйство в республике?
- Начну с истории. В 1949 году постановлением №433, подписанным председателем Совета Министров СССР И. Сталиным, был организован трест «Союзлифт».
А через десять лет возникла необходимость поставки оборудования и монтажа первых лифтов на промышленных предприятиях и объектах нефтехимии в Уфе. На предприятиях своих специалистов по лифтам не было, и их приглашали из других городов. Еще во время Великой Отечественной войны в столицу республики были эвакуированы заводы из Москвы, Ленинграда, Харькова, Рыбинска, которые в тяжелых условиях работали на оборону страны всю войну.
А во время восстановления народного хозяйства было решено эти предприятия на прежние места расположения не возвращать, но строить на их площадках современное производство, не прекращая выпуск важнейшей продукции. Были созданы строительные тресты №3, 21, «Башнефтезаводстрой», которые взялись за возведение заводов и объектов социальной сферы. Важное звено отводилось подъемно-транспортным машинам. Надо было срочно создавать спецподразделения по монтажу и эксплуатации грузовых и пассажирских лифтов.
В феврале 1958 года по договору с трестом №3 в Уфу приехала первая бригада, состоящая всего из двух человек. Они буквально «разрывались» между объектами, которые невозможно было сдать, поскольку те оставались без лифтов.
Управляющий трестом №3 Л.Л. Балабан, предвидя трудности с этим маленьким по объему, но сложным видом спецработ, взял командировочных под свою личную опеку. В их числе был и я, представитель треста «Союзлифт» Минмонтажспецстроя.
Позже Балабан по согласованию с руководством республики и «Главтехмонтажом» взялся за организацию постоянного подразделения по монтажу лифтов в Уфе. Пошли мы с Леонидом Львовичем в Совет министров за помощью. Принял нас Закерия Шарафутдинович Акназаров, который просто сказал: «Разрешаю, тебе же и поручаю». Тогда обращение старшего на «ты» было признаком доверия и благожелательности. Так в тресте возникло собственное подразделение «Союзлифта», которым потом в течение 20 лет я руководил.
Трест №3 (а потом и другие строители) при поддержке администрации Уфы создавали условия для организации нормально действующего монтажного управления: выделялось жилье для молодых специалистов, было определено финансирование и поручено строительство производственно-комплектовочной базы, выделены служебные помещения, организовано социально-бытовое обслуживание, обучение кадров и так далее.
Уже в 70-х годах Управление в Уфе и его филиалы в Стерлитамаке и Нефтекамске были способны своевременно и качественно монтировать и производить пусконаладку лифтового оборудования.
- А где появились первые лифты в Уфе?
- В пятидесятые годы в здании «Башпотребсоюза» на улице Ленина, в восьмиэтажках на Первомайской, ЦУМе на Карла Маркса. В шестидесятые на ТЭЦ-1, Уфимском моторостроительном заводе, УНПЗ в цехе «Агроматика», в первом девятиэтажном доме на улице Ленина, где потом находился магазин «Хрусталь».
А с 1976 года началось массовое строительство 9- и 12-этажных домов, росли микрорайоны Зеленая роща, Молодежный, Восточный, Белореченский, Сипайлово, Инорс, Шакша, Затон, Южный, Колгуевский. И если в 50-е лифты были в диковинку, то здесь они стали обыденным явлением. А сейчас и вовсе трудно найти стройку, в которой не участвовали бы лифтеры. Всего специалистами МУ смонтировано более пяти тысяч лифтов в Уфе и других городах республики.
В настоящее время наше дело продолжают наследники бывшего «Союзлифтмонтажа» - многочисленные фирмы, инженерные центры, акционерные общества, частные предприниматели, ООО. Появились и свои предприятия по производству лифтового оборудования.
- Какие бывают виды лифтов?
- Это не только тот механизм, в кабине которого мы спускаемся с этажа, торопясь на работу, а он к тому же еще медленно едет. Есть большая разновидность пассажирских лифтов, отличающихся по скорости движения, размерам кабины, дверей, грузоподъемности, дизайну, в зависимости от назначения и высоты подъема.
Есть еще и другие подъемники: эскалаторы, траволаторы (движущаяся дорожка), фуникулеры, патерностеры, лестничные лифты, больничные платформы для вертикального подъема для лиц с ограниченными физическими возможностями.
В Уфе есть и неожиданные места, где можно найти лифты. Например, госцирк, минареты строящейся соборной мечети на проспекте Салавата Юлаева, Башдрамтеатр, Национальная библиотека им. Заки Валиди, а за пределами столицы - плотина Павловской ГЭС.
- Доводилось ли делать их по спецзаказам?
- Специальные индивидуальные лифты для собственных домов существуют, они просты, удобны и красивы, соответствуют правилам безопасной эксплуатации. Но в Уфе я их не монтировал. Хотя очень давно ходили слухи, что устанавливал лифт на трехэтажной даче первого секретаря Орджоникидзевского райкома КПСС Л.К. Езовой. Но злые языки перепутали. Мы просто жили в одном доме, где сначала лифт установили на 12 остановок, хотя дом был 13-этажный. Потом его просто поменяли на проектный, когда появилась такая возможность.
Но я устанавливал лифты по персональной просьбе. Например, легендарного Михаила Алексеевича Ферина в старом трехэтажном здании заводуправления УМПО. Я посетовал, что в нем ненадежные деревянные перекрытия и высота подъема всего шесть метров. На что он пояснил мне: «Молодой человек, это не для меня, а для моих друзей - Алексея Косыгина и Дмитрия Устинова, которые часто здесь бывают. Знаешь их?» Еще бы не знать. Предприятие посещал целый ряд величин. Лифт изготовили по спецзаказу в Ленинграде и доставили самолетом в Уфу. Специально для него в здании сделали кирпичную шахту.
Еще устанавливал лифт для первого секретаря обкома КПСС Мидхата Шакирова. После установки он лично его проверил и высказал недовольство, мол, шумит и дергается при остановке. А в Кремле, дескать, бесшумные кабины. Я объяснил, что там они финского производства. На что он смерил меня взглядом и сурово поинтересовался: «Ты что, сомневаешься в качестве советского производства? Просто признайтесь, что не умеете делать. Доводите до ума свою работу». Гостехнадзор, узнав об этом разговоре, лифт у меня уже не принимал. А привод тогдашних отечественных кабин действительно имел недостаток – при изменении скорости движения она как бы вздрагивала. Пришлось обкатывать и регулировать. Через месяц Шакиров принял работу без нареканий, но со словами: «Ну вот, можете же, когда захотите».
В Доме правительства на улице Тукаева для председателя Совмина тоже по проекту предусмотрен лифт, однако З.Ш. Акназаров, а позднее другие руководители, не пользовались персональным лифтом, там есть общие у главного входа. В Уфа-Арене мы тоже монтировали вип-лифт.
А еще интересный эпизод. В пятиэтажном здании администрации Уфы лифт не был предусмотрен, а этажи высокие. Председатель горисполкома А.Х. Валеев вызвал меня и говорит: «Ко мне на прием приходят пожилые люди и инвалиды. Нужен лифт». «Но он не предусмотрен проектом», - отвечаю я. «Знаю, что вы способы решать сложные задачи». Специально для этого пришлось построить шахту. Лифтом пользовались многие годы, но в перестроечные времена его выкинули, а шахту переоборудовали под кладовки. Но знаю, что пару лет назад его снова запустили.
- Известно, что вы ратуете за то, чтобы одну из улиц Уфы назвали именем Леонида Балабана…
- Я прожил в Уфе 60 лет. Она стала для меня родной. Поэтому меня волнует вопрос наименования улиц. Называть их в честь выдающихся земляков - хорошая патриотическая традиция.
Ведь улицы имени Мустая Карима, Закерии Акназарова или Михаила Ферина вызывают куда более возвышенные чувства, чем улица Проломная или тупик Свободы, Гипсовая или Свищевая.
Вклад в строительство улиц и других объектов таких заслуженных строителей как Леонид Балобан переоценить трудно. Заслуги его известны, но мало кто знает, что он является еще одним из главных создателей лифтовой отрасли в РБ. Поэтому поддерживаю инициативу о присвоении одной из улиц столицы республики имени легендарного строителя.
Подготовила Альбина Зубарева.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий