А ты подписался на нашу газету?
 

Скатерть как праздник фантазии

Автор: cmanager от 5-12-2019, 09:08

Скатерть как праздник фантазииВ Национальном музее РБ идет выставка «Серебряный челнок: искусство ткачества народов Башкортостана».
Юные героини романа Зайнаб Биишевой «Униженные» мечтали о выходном платье из сатина - тонкой, блестящей завозной ткани, блеск и нежность которой достигаются благодаря особой схеме переплетения нитей шелка или хлопка. Однако и домотканая одежда, в которой ходили до расцвета массового производства народы нашей республики - башкиры, русские, татары, марийцы, чуваши, мишари, кряшены - чаще всего не была грубой и бесцветной. Если бы вы увидели изделия народных мастериц не на выставке, возможно, и не догадались, что это не фабричные изделия. Разве что по богатству узоров и яркости красок. Сочетания «синие джинсы, черная футболка» наши предки явно не оценили бы.
Казалось, натянуть продольные нити (основу) и пропускать через них поперечные (уток) – работа довольно монотонная. А вот и нет! Отталкиваясь от этой схемы действий, женщины досериальной эпохи изобрели множество способов делать ткань. Кстати, упомянутый способ – самый простой - называется полотняное переплетение. Если переплетать таким образом цветные нити (льняные, хлопковые, конопляные… судя по воспоминаниям моей бабушки, в нашей местности распространены были именно конопляные) - получится ткань в клетку или полоску, которая называется пестрядь.
При саржевом переплетении нити утка располагаются не перпендикулярно основе, а под углом в 45 градусов, что опять-таки дает простор для фантазии: можно создавать ткани «в елочку» и «в ромб», еще саржа бывает усиленная, обратная… Но наиболее сложное переплетение – атласное: нить утка ложится сверху нескольких нитей основы и лишь потом переплетается с ней - собственно, такой способ ткачества и называется «сатин». А если главенствуют нити основы - атлас. (С изнанки вся картина выглядит противоположным образом).
Но и это еще не все! Можно взять два набора уточных нитей: один для фона, другой для узора - получится браное ткачество (от слова «брать»). Если нити узора пускать только на некоторых участках - ткачество будет выборным. Можно пропускать нить утка не через все нити основы: отбираете нужные при помощи специального приспособления – ремизки – пропускаете уток, потом пропускаете через оставшиеся. Это будет закладное тканье, и получится очень гладкая, ровная ткань, где рисунок выявляется только цветом.
А ведь ремизок может быть и несколько. Например, применение восьми ремизок дает узор в крупную и мелкую «шашечки» (он же «пешечный узор»). (И снова - невозможно поверить, что это сделано не на фабрике!) Возьмете пять ремизок - и, прокладывая нить утка просто по горизонтали, получите характерный узор. Прямо-таки целая наука! В чем-то сродни началам программирования (если, конечно, специалисты не возражают). Правда, даже жаль, что в 1786 году доктор богословия Оксфордского университета Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок, дав старт появлению ткацких фабрик. Впрочем, до нас это изобретение и его последствия дошли не скоро: образцы ручного ткачества на выставке относятся к периоду от конца XIX до середины XX века.
Таким образом украшались полотенца, скатерти, занавесы для разграничения жилого пространства (ведь, как мы знаем, у мусульман оно состоит из мужской и женской половин). Пожалуй, наиболее сложные образцы ткацкого искусства – как раз все убранство, потому что это цельные куски ткани. Кажется, самым любимым сочетанием были парадные красный и белый. Да и насчет одежды, представленной здесь, есть не только праздничная, но и повседневная - я в этом уверена (правда, тут не помешали бы отдельные пояснения насчет того, что и как носилось - например, на светлую женскую рубашку, возможно, надевался сарафан?) И какие же красивые рубашки, кафтаны, фартуки, головные уборы носили русские, башкирки, татарки, чувашки, марийки! Впрочем, мужские наряды тоже нередко отливали праздничным красным, а штаны отличались интересным кроем.
Также в музее проходит выставка творческих работ декоративно-прикладного искусства мастеров с ограниченными возможностями здоровья (многие работы здесь изумительны по красоте и тонкости) и выставка «Театр кукол. Закулисье», посвященная Году театра и юбилею народного артиста РФ Айрата Ахметшина.
Екатерина КЛИМОВИЧ.

Фото автора.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий