А ты подписался на нашу газету?
 
» » Врата в солнечный день…

Врата в солнечный день…

Автор: cmanager от 6-06-2019, 15:22
Врата в солнечный день…Актеры Национального молодежного театра недавно вернулись из Екатеринбурга, где представила премьеру «Долгое-долгое детство» по повести Мустая Карима. О жизни театра наша беседа с главным художественным руководителем Мусалимом Кульбаевым.
- Премьера только прошла в Уфе, а вы тут же отправились со спектаклем в Екатеринбург. Не волновались?
- В Свердловской области отмечают столетие Мустая Карима, и Башкирский национальный культурный центр в Екатеринбурге пригласил нас для участия в торжествах. Конечно, мы не могли не откликнуться. Зрители – наши земляки, представители башкирской и татарской диаспор. Спектакль посмотрело руководство области: председатель национального центра, заместитель министра культуры, советник губернатора по вопросам национальностей и правам человека. Нам оказали теплый прием. Екатеринбург - город важный на театральной карте России, в нем одном только 18 театров, и в области примерно столько же. Они, разумеется, все разные - от студийных и заканчивая академическим. Мы своих свердловских коллег хорошо знаем еще и потому, что там работает уроженец Уфы, бывший директор нашего Оперного Андрей Шишкин, и в силу того, что многие артисты сотрудничают с екатеринбургским театром. Наши гастроли прошли хорошо, мы уезжали с приятным чувством удовлетворения.
- Почему вы решили поставить именно «Долгое-долгое детство»? Произведение неторопливое, автор вводит нас в очень тонкий мир душевных переживаний, где важны мельчайшие детали, а сцена – это страсти, действие.
- Безусловно, был риск, ведь повесть - философский трактат. Конечно, в республике это не первая постановка, но тем не менее не так много режиссеров, которые берутся за это. Мы решились по простой причине: это великая литература, программное произведение Мустафы Сафича, и в театре, носящем его имя, должно быть это произведение. Само оно, действительно, написано неспешно, можно сказать, по канонам народной башкирской песни. Удалось ли нам передать его суть, скажет зритель.
- В спектакле есть символ – врата...
- Расшифровка на поверхности, это - порталы в определенные миры, и самые большие - в мир детства. Через эти врата люди приходят в жизнь, а некоторые уходят навсегда. Символ придумал замечательный художник Эдуард Гизатуллин, с которым мы уже давно сотрудничаем. Он создал замечательную сценографию к спектаклю «Радость нашего дома» и вот вновь удивил. Живет он в Москве, но он наш уроженец, коренной уфимец.
- Что в спектакле лично вас особенно затрагивает? Тема войны, любви?
- Передо мной и всей постановочной группой первоначально стояла задача ответить на вопрос: какие стечения обстоятельств, факторов приводят к тому, что появляется личность такого масштаба, как Мустай Карим? Каким воздухом он дышал? Как и с кем общался? Все сюжетные линии возникают только для того, чтобы посмотреть, какое влияние на него это оказало: и сцена страшного суда, и любовная история Ай-Йондуз и Марагима, все, что формировало мальчика, и в результате чего вырос гений. Конечно, это почти безнадежная задача. Но мы попробовали.
- Расскажите о своей совместной работе с Мустафой Сафичем.
- Если кому-то выпадает общаться с живым классиком, то это, счастье. Когда сталкиваешься с таким могучим, солнечным мировоззрением, это имеет огромное значение и не может не повлиять. Для меня каждая встреча с Мустафой Сафичем была значима, всегда происходили какие-то открытия, я уж не говорю о том, каким потрясающим, неповторимым чувством юмора он обладал. А чувство юмора и талант для меня одно и то же. Человека с таким чувством юмора, как у Мустафы Сафича, я ни до, ни после не встречал. Наш театр он любил, часто бывал здесь, у нас в репертуаре много спектаклей по его произведениям, чем мы гордимся.
- Вы часто обращаетесь к теме детства. Почему?
- Этот период жизни - важный смыслообразующий фундамент каждого человека, на нем вырастает все наше общество, и его будущее зависит от степени счастливости человека в детстве, если можно так выразится, чем больше любви в эти первые годы испытывает человек, тем более устойчивый светлый и открытый мир у него получается в результате. Поэтому детство - бесконечно занимающая меня тема, много спектаклей посвящены этому: начиная с «Радость нашего дома» и «Ночевала тучка золотая», «Датская история», «Левушка». Мы рассматриваем ее абсолютно с разных ракурсов, разных точек зрения, и вот «Долгое-долгое детство» появилось, спектакль будет совершенствоваться, я в этом не сомневаюсь
- Что приводит в ваш театр молодежь?
- Трудно сказать за них. Но делать намеренно модные вещи - ультракислотную, эпатирующе скандальную драматургию лично мне не интересно. Сейчас правят бал в основном разрушающие, деструктивные вещи, и большинство произведений современной драматургии - сплошная деконструкция. Я, наоборот, вижу нашу задачу в гармонизации, что как раз не модно и не популярно, так что мы двигаемся против течения, и, возможно, очень странно слушать наши песни о добре и любви, но мы все равно будем этим заниматься в надежде, что это к чему-то хорошему приведет. Зачем мы вообще нужны, если будем работать исключительно в развлекательном сегменте и заботиться о том, чтобы не заскучал «добрый» зритель в 9 ряду?
- Пьес хороших мало?
- Да, дефицит ощущается, но хорошего всегда меньше.
- У вас нынешний сезон был насыщен на премьеры. С чем это связано?
- Да, состоялось 9 премьер, и мы сами себе напоминаем завод, в стенах которого постоянно идет какой-то бурный процесс. Помимо плановых спектаклей мы параллельно участвуем в грандовых проектах, если они находят поддержку, а к примеру постановка «Я - кулак. Я - А-Н-Н-А» – наш творческий эксперимент, так у нас и получился весьма насыщенный сезон.
- Будут ли новые постановки по произведениям Мустая Карима?
- Безусловно. Сейчас мы находимся в стадии раздумий, что это будет - «Деревенские адвокаты», «Страна Айгуль». У него, к счастью, много произведений, которые хочется поставить на сцене.

Беседовала Лилия ЗИМИНА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий