А ты подписался на нашу газету?
 

Самые крайние меры

Автор: cmanager от 22-11-2018, 09:25
Перед нами деревянная дверь на первом этаже пятиэтажного дома №22/1 по улице Левитана. За ней – тишина. Хотя хозяйки (в этой муниципальной квартире прописаны пожилая мать и ее взрослая дочь) получили предупреждение о том, что сегодня к ним явятся гости. Их долг по квартплате составляет 100 тысяч рублей, плюс пени 40 тысяч рублей. После долгих уговоров настал предел: дело сначала дошло до районного суда, потом до Верховного, который постановил – выселить должниц из занимаемого жилья в другое, меньшей площадью. По другую сторону двери собрались те, кто пришел исполнить эту неприятную миссию, и мы, журналисты, чтобы запечатлеть печальное торжество Фемиды. Но судебные приставы не спешили исполнять решение суда. Выяснилось, что районный судья приостановил исполнительное производство. Дело пошло по новому кругу.
Скоро выселение
- Мы обжаловали решение, а пока у должниц есть все шансы улучшить свое положение, выплатив причитающуюся сумму. В случае погашения долга переселения не будет. По-человечески мне их жаль. Сейчас дочь обивает пороги кабинетов, плачет, но квартплату надо платить всем. У нас слишком лояльное отношение, в Европе к неплательщикам применяют более жесткие меры, - озвучил свою позицию руководитель городского Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Рим Булатов.
Конечно, в случае выселения из квартиры женщины не остались бы без крыши над головой – взамен им предоставлялась комната площадью 15 квадратных метров в общежитии на Кольцевой.
Сейчас к исполнению готовятся три аналогичных судебных решения. Один адрес в Советском районе – Мингажева, 121. У проживающего в данном доме гражданина Д. долг накопился в размере 190 тысяч рублей. В ожидании исполнительного листа пока еще решается вопрос о том, куда его переселить. Выбор между Кольцевой, 96 и Энгельса, 22.
Второй задолжавший квартиросъемщик проживает на Гагарина, 50/2. Пять лет игнорирования квитанций об оплате за жилищно-коммунальные услуги дали ошеломительный результат – почти 900 тысяч рублей.
Третий адрес, по которому с большой долей вероятности выселение состоится, - Королева, 19. Здесь сумма «накоплений» составила 180 тысяч рублей.
Тактика воздействия
- Хочу обратить внимание, что обращение в суд – самая крайняя мера, к ней приходится прибегнуть, если не помогают другие способы. Когда должник понимает, что дело принимает серьезный оборот, он, как правило, начинает активно искать способ решения проблемы и оплачивает долг полностью или частично. Мы вели к судебному решению квартиросъемщика, который живет в доме №52/1 на улице Гагарина. Он погасил задолженность во время процесса, и основание для выселения было снято, - рассказывает Рим Булатов.
Однако рычагов воздействия на должников у управляющих компаний не так уж много. В первую очередь это – предупреждения, по телефону или письменно. Затем в ход идет ограничение подачи ресурсов, установка заглушек. Но порой из-за особенностей конструкции инженерных сетей в доме и этот способ невозможно применить. К тому же такие меры нельзя принимать в отношении инвалидов и если в квартире проживают несовершеннолетние дети. Есть злостные неплательщики: те, кто имеет средства, но просто не считает нужным оплачивать квартплату. Есть пустующие квартиры, хозяева которых живут в другом городе, и их не волнуют счета за жилищно-коммунальные услуги. Есть те, что сдаются внаем. Арендатор отдает деньги собственнику, а тот не спешит гасить долги. Особенно тяжело обстоят дела с бывшими общежитиями, среди обитателей которых немало граждан, ведущих асоциальный образ жизни. В Уфе есть дома, в которых оплата за жилищно-коммунальные услуги достигает лишь мизерных 10 процентов.
Можно отработать
Проблема в том, что досудебное взыскание задолженностей не урегулировано законом. Управляющие компании остаются с долгами жильцов один на один.
- Каких только оскорблений мы не слышим в свой адрес. Даже с кулаками бросаются. Мы вынуждены заниматься выбиванием долгов вместо того, чтобы делать свою основную работу, – комментирует ситуацию начальник Демского УЖХ Ринат Гареев. – Неплательщикам хочу сказать, что лучше не доводить дело до крайних мер. Всегда можно договориться. К примеру, реструктурировать долг. Мы даем рассрочку, например, в течение трех месяцев. Если график выплат соблюдается, то продляем ее. Если человек не может найти работу, то добро пожаловать в ЖЭУ. У нас всегда дефицит кадров. Работая, к примеру, дворником, часть зарплаты можно направлять на погашение долга.
Переселить неплательщика из жилья большей площадью в меньшую можно только в том случае, если он занимает квартиру по договору социального найма. Выселение невозможно осуществить в отношении социально незащищенных граждан. Кроме того, для проведения судебных процессов управляющим компаниям необходимо задействовать массу ресурсов. Но когда дело все-таки доходит до суда, в большинстве случаев он встает на сторону ответчика. Стоит заплатить 3 тысячи рублей при долге в 200 тысяч, наш самый гуманный суд в мире считает, что гражданин начал исправляться и дело можно закрыть. Прецедентов же, когда за долги ЖКХ выселяли из приватизированного жилья, в стране еще не было.
Однако даже если должник живет в приватизированной квартире, он не застрахован от взыскания квартплаты в судебном порядке. Таких дел у приставов скапливается немало, и у них свой взгляд на эту проблему.
- Годом ранее был взрывной рост сразу на 10 тысяч исполнительных производств с увеличением по сумме почти в два раза - с 500 тысяч до 1 млрд рублей. В этом году увеличение суммы составило 240 млн рублей. Средняя сумма, подлежащая взысканию по услугам ЖКХ, составляет в среднем 26 тысяч рублей по РФ, по РБ – почти 48 тысяч, для сравнения в Нижегородской области – 25 тысяч, в Удмуртии 15 тысяч рублей. Средний чек по фактически взысканным исполнительным производствам по ЖКХ составляет 24 тысячи. Эта сумма является наиболее комфортной для оплаты для должника, - комментирует ситуацию главный судебный пристав РБ Ильнур Махмутов. - Если она выше, исполнение затягивается, так как возникает необходимость ареста либо удержания из дохода. Общий уровень задолженности по услугам ЖКХ населения стабилен, а платежная дисциплина высокая.
Так, с начала года с должников по ЖКХ взыскано 419 млн, с ростом к прошлому году на 102 млн рублей (32%).
Организациям в сфере ЖКХ стоило бы следить, чтобы уровень задолженности не превышал экспертную комфортную планку и своевременно заниматься как досудебной стадией, так и судебным взысканием долгов.
P.S. Нелишним будет добавить, что наша система ЖКХ далека от идеала и недостаточно прозрачна. Управляющие компании, захлебывающиеся в собственных проблемах, зачастую не могут оперативно отвечать на запросы горожан. Кроме того, каждый год в сферу внедряются новые законодательные практики, в которых бывает сложно разобраться – отсюда и недоверие. К примеру, сейчас в редакцию посыпались жалобы от уфимцев, перешедших на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, которые в квитанциях указали невесть откуда взявшиеся долги. Мы разбираемся в этой ситуации. Не лишним будет добавить, что на системе ЖКХ в полной мере отражается социальное здоровье нашего общества. Жилищники подтверждают, что часто сталкиваются с нищетой, и понимают, что зачастую люди действительно просто не могут платить за коммунальные услуги. В любом случае сама система истребования долгов требует работы над собой.

Альбина Зубарева.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий