А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

«Судьба сама ведет нас по жизни…»

Автор: cmanager от 30-08-2018, 10:58
«Судьба сама ведет нас по жизни…»В начале августа в Уфе завершился первый этап съемок полнометражного исторического фильма «Первая республика»: он повествуюет о становлении Башкортостана как субъекта федерации, о деятелях, заложивших основу политических и культурных институтов республики. Одна из ключевых фигур на съемочной площадке - народная артистка Башкортостана и России, завкафедрой актерского мастерства Уфимского института искусств им. З. Исмагилова, профессор Тансулпан Бабичева. Но на этот раз известная актриса предстала не в своем привычном амплуа, а в закадровой роли.

- Вам как актрисе по душе административная, по сути, должность - художественный руководитель фильма?
- Прежде чем говорить о фильме, начну с предыстории. Пять лет назад со студентами-выпускниками УГИИ мной был поставлен дипломный спектакль «10 июля - и день и век» Авторы сценария Гульсасак Саламатова и Тансулпан Бабичева.10 июля 1938 года - дата, когда сталинские репрессии уничтожили цвет башкирской интеллигенции, 44 человека были расстреляны за одну ночь. Свою роль сыграло желание сохранить в памяти людей этот трагический эпизод в истории республики. Ведь иной раз диву даешься: как мало мы знаем свое прошлое, судьбы выдающихся земляков. Да, есть улицы Хадии Давлетшиной, Габдуллы Амантая, Даута Юлтыя… Но кто они, чем известны, что им довелось пережить?
Поэтический спектакль «Коль бог призвал тебя поэтом быть», основанный на поэзии Шайхзады Бабича и воспоминаниях его современников студентами курса «Артист эстрады» (2007 г.), стал началом нового творческого поиска.
В 2012-2013 годах проведена огромная работа по изучению и созданию литературно-документальной композиции, посвященной первому поколению интеллигенции Башкортостана, формировавшей фундамент культуры и искусства - об основоположниках башкирского театра, профессионального музыкального искусства и национальной литературы: В. Г. Муртазине-Иманском, М. А. Магадееве, Г. Альмухаметове, Г. Амантае, Хадие и Губае Давлетшиных. Спектакль-реквием «10 июля – и день и век» получил широкий резонанс в общественной жизни республики.
Посмотрев спектакль, режиссер Булат Юсупов твердо сказал: «Из этого надо делать фильм» и почти сразу же начал подготовку. Студенческие дипломные работы стали отправной точкой для создания полнометражных киносценариев художественно-исторических фильмов «Бабич» (2017 г.) и «Первая республика» (2018 г.). Авторы сценариев – профессор Т. Д. Бабичева и кандидат филологических наук, доцент Г. Д. Саламатова.

- Вашу идею сразу поддержали в Минкульте?
- За 3 года был написан шестисерийный телесериал. А дальше встал вопрос финансирования. Подали в министерство на грант и с третьего раза получили на реализацию первого проекта «Бабич» в 2016 г. и в 2018 финансирование «Первой республики». За что мы, конечно, очень благодарны нашим кураторам. Ну а поскольку изначально работали вместе, назначение меня художественным руководителем картины было вполне естественно. Вообще-то это театральная должность, в кино такой не существует, здесь всем руководит режиссер. Несмотря на то, что Булат довольно жесткий руководитель, мы работаем как партнеры: бывает, спорим, но всегда уважительно и конструктивно.

- 15 лет назад вы оставили работу в театре. Не было сожаления, что какая-то роль осталась несыгранной?
- Периодически мне задают этот вопрос. Конечно, театр вспоминаю. Мне нравился тот период жизни. У меня были роли, о которых можно только мечтать: Ольга Прозорова, Аркадина («Три сестры», «Чайка» А.Чехова), Диана («Собака на сене» Лопе де Вега), Филумена Мартурано («Женщина, которая не умела плакать» Э. Де Филиппо), Зубаржат и Шафак («В ночь лунного затмения» М. Карима) и др. Но судьба распорядилась по - своему. Она сама ведет нас по жизни. И теперь я понимаю: будучи только актрисой в театре, никогда бы не сыграла бы столько ролей, сколько прожила вместе со своими студентами, не сделала бы и части того, что сделала в театральной педагогике и не совершила бы главного своего дела по жизни - быть участником исторических кинопроектов.
Рада, что Башкирская драма живет полнокровной жизнью, регулярно радует премьерами. Успехи есть, есть и неудачи – как без них творческому коллективу. Это нормально. Могу уверенно сказать, что молодежь в театре сильная, яркая, многообещающая. На пороге великая дата - 100-летие башкирского театра. Ждем новых интересных работ.

- За 30 лет работы в Институте искусств у вас было 17 выпусков. Какие они – сегодняшние студенты?
- Начну с того, что в этом году нашей общей «альма матер» - государственному институту искусств им. З. Исмагилова - исполнилось полвека. За 50 лет театральный факультет выпустил более тысячи актеров и режиссеров для всех театров республики. Многие из выпускников кафедры успешно работают в театрах и учреждениях культуры России: в Казани, Костроме, Москве, Орске, Оренбурге, Пензе, Санкт-Петербурге, Ярославле, а также за рубежом: в Германии, Голландии, Италии, США. Среди наших выпускников - народные и заслуженные артисты России и Башкортостана, без преувеличения, знаковые личности в башкирском и российском театральном пространстве. Особой гордостью является тот факт, что исполнителями главных героев фильмов являются выпускники театрального факультета последних лет: Бабич – Ильгиз Тагиров, З. Валиди – Рамзиль Сальманов, Муртазин-Иманский – Руслан Хайсаров, Касим Азнабаев - Роберт Елкибаев, Хадия Давлетшина- Лилия Искужина, Зайтуна Бикбулатова - Рушана Бабич. Еще более ста выпускников УГИИ разных лет приняли участие в съемках фильма. Так, в частности, решается объединяющая всех нас задача сохранения культурно-исторической памяти народа, передачи эстафеты духовных ценностей следующим поколениям.
- Ваши дочери тоже выбрали творческие профессии: одна унаследовала Ваш драматический талант, другая – хореографию и пластику. Вы как-то повлияли на их выбор?
- Я никогда не стремилась излишне влиять на их интересы, тем более принуждать. Если это получилось, то невольно: по моей преданности театру, огромной занятости они с детства могли сделать вывод, что лучше сцены ничего нет. Я горжусь своими дочерьми и радуюсь их успехам, а главное - верю в их талант и что самые интересные творческие проекты у них еще впереди.

- Вернемся к началу разговора, к фильму. Где он снимался, какие локации выбрали авторы?
- «Первая республика» практически полностью снималась в столице республики, мы не выезжали по районам, здесь искали уголки, дома, интерьеры, в которых можно было бы запечатлеть Уфу того периода, что- то строилось в павильоне. По известной причине локаций оказалось не так много: Театр оперы и балета, Институт искусств, Башгосфилармония, второй корпус Национальной библиотеки на ул. Октябрьской революции, здания Лесотехникума и авиаколледжа. Мы старались очень бережно отнестись к этим объектам, подчеркнуть их историческую ценность и аутентичность. Кстати, еще раньше, гуляя по старинным улицам, я мысленно представляла, что можно было бы здесь снять историческое кино. Мне очень нравится центр города, и что безмерно жаль, что старые здания ветшают, исчезают милые сердцу уголки. С одной стороны неизбежно, с другой – многое зависит от людей, от нашей с вами исторической памяти.
А вот ей мы, к сожалению, нередко изменяем. Поэтому в Уфе до сих пор нет памятника личностям, стоявшим у истоков создания республики, заложившим основы федерализма, – Шайхзаде Бабичу, Ахмет-Заки Валиди. Разве они не заслужили этого? Конечно, на все нужны деньги, и немалые. Установка памятника или даже мемориала первым государственным деятелям Башкортостана – элементарная дань памяти нашим выдающимся землякам, свидетельство нравственной зрелости общества.

Светлана НИКОЛАЕВА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий