А ты подписался на нашу газету?
 

Русский дух и западные штучки

Автор: cmanager от 16-08-2018, 11:48
Русский дух и западные штучкиРастения и животные - кони, рыбки, змейки, лебеди; набор из шишечек, раковинок, сережек, диадем и буклей, разные виды резных подзоров - капельки, зубчики, крестики, ромбики, трехлистники - все это декор одних только наличников старинных домов на небольшом отрезке улицы Гоголя - от Пушкина до Заки Валиди. Не только на улице Октябрьской революции как будто попадаешь в дореволюционную Уфу, и не только знатоку истории захочется остановиться и рассмотреть какой-нибудь особенно затейливый наличник.
А в доме №22/1, вернее, на его почти прозрачной остекленной полукруглой веранде, снимались сцены из фильма «Бабич»: поэт, поселившись в Уфе, снял похожий дом - только его уже нет. И рядом с другими знаменитыми домами - Музеем Мажита Гафури и домом Сайфи Кудаша - он ничуть не уступает в красоте, храня при этом немало загадок и воспоминаний. Усадьба Гурылева - это три дома: №№22, 22/1 и 22/2. В №22/1 жил сам хозяин, двухэтажный №22 с фасадом на улицу был доходным, а №22/2 когда-то был конюшней. Имелся и каретник, но до наших дней не дожил. А во дворе росли акация, сирень, вишня, малина, было множество клумб, старожилы еще помнят резную шестигранную беседку…
- Таким был двор моего детства, - рассказывает нынешняя жительница главного дома усадьбы Эльмира Нурлыгаянова. - А внучка владельца всех этих домов Евгения Сергеевна Таращук была моей лучшей подругой. Но о дедушке и бабушке, которые ее воспитали (дочь Гурылева Ольга Николаевна рано умерла от туберкулеза, вскоре за ней последовал и муж Сергей Беляев), рассказывала мало: боялась репрессий. Отсюда и пошел титул «мещанин Гурылев» - хотя на какие средства обычный мещанин мог бы все это построить? После революции он добровольно передал всю свою недвижимость новой власти. За это его не сослали и не расстреляли, а позволили проживать в одной из комнат - №5, превратив все дома в коммуналки. Моему деду Гадилову Ахмету Гареевичу дали квартиру как сотруднику Башкирского обкома партии. Затем родился мой папа Риф Ахметович - он прошел всю войну, был разведчиком, вернулся с орденом Красной Звезды. А в 1954 году родилась я.
У Эльмиры Рифовны двое детей и четверо внуков, и еще недавно вся семья проживала здесь - в четырех комнатах с паркетом (хоть и постаревшим) и лепными потолками; затем сын купил квартиру. (Кроме этого, в доме есть еще две квартиры с отдельными входами. Плюс пять квартир № в 22 и одна - в №22/2). Чувствуется, что затейливую резьбу на веранде недавно подновляли - красили. А мы вернемся в те времена, когда все это создавалось.
Итак, основной дом построили в 1896 году - как пишет архитектор и экскурсовод Светлана Семенова, в духе «русского стиля»: он был похож на теремок, крестьянскую избу - с бревенчатыми фасадами и народным узорочьем наличников, выделялся только большими окнами. Затем «теремок» обзавелся и западноевропейскими элементами - да такими, что среди уфимцев появилась легенда: Гурылев заказал проект голландскому архитектору, который специально приезжал в Уфу. И это вполне возможно. Какой местный архитектор решился бы снабдить дом четырьмя высокими трубами с длинными колпаками? Местные-то знали, что в наши зимы даже невысокие трубы трудно долго удержать в вертикальном положении.
Кроме этого, бревенчатые фасады обшили тесом, а к боковому пристроили ту самую остекленную полукруглую веранду. Тогда же на крыше появился и аттик-люкарна - богато декорированный парапет с чердачным окном (люкарной). Столбики парапета были сделаны в форме «шахматных королев», а вся форма чердачного окна (теперь эти детали утрачены) называется у специалистов «шляпа жандарма». Вот если бы эту красоту восстановить! Наверное, никто не смог бы равнодушно пройти мимо.
Ну а двухэтажный флигель по Гоголя, 22 сразу имел и черты «русского» стиля, и западноевропейские. Все это дает Светлане Семеновой основание предположить: Гурылев решил соединить в своей усадьбе дух славянофилов и западников и таким образом найти общие точки, примирить их. И получилось хорошо - в отдельно взятом доме это оказалось возможно. Кстати, усадьба была единственной на улице не скрытой за глухим забором: хозяин хотел, чтобы люди видели его творение.
Нам осталось рассказать и о знаменитых жильцах доходного дома по Гоголя, 22.
До Первой мировой войны здесь вел личный прием «по внутренним болезням» врач губернской земской больницы Чеслав Феликсович Ястржембский, основатель Уфимской акушерской школы (ныне медицинский колледж).
В конце 1920-х в доме поселился первый ученый-геоботаник в наших местах - Александр Куприянович Носков (поэтому дом называется также и домом Носкова). Им собран уникальный гербарий объёмом 6 тыс. листов (в 1930 году подарен МГУ), под его руководством в экспедициях по республике обнаружено много неизвестных ранее и редких растений. Александр Куприянович преподавал в БСХИ и в Башкирском педагогическом институте им. К. Тимирязева (будущем БашГУ) - несмотря на увольнение в 1937-м «за протаскивание антисоветских теорий в преподавании географии» (в 1938-м он был восстановлен в должности).
Также в доме проживал Владимир Николаевич Крыжановский - создатель Бактериологической лаборатории Уфимского губернского земства (сегодня выросшей в завод «Иммунопрепарат»). Под его руководством был начат выпуск оспенного детрита, в 1907-м - производство противодифтерийной и противоскарлатинозной сыворотки, в 1911-м начато приготовление противодизентерийной и противострептококковой сывороток. В 1931-м Крыжановский был репрессирован, реабилитирован в 1959-м (посмертно).
Между тем относительно усадьбы, где жили все эти выдающиеся люди, поднимался вопрос о сносе. Однако, как отмечают специалисты, Дом-музей Мажита Гафури, оставшись без своего окружения, смотрелся бы на фоне современных многоэтажек довольно неуместно. По этой причине окружающая Дом-музей застройка группой специалистов из Уральского архитектурно-художественного института (УАРХИ) в 1994 году была отнесена к ценной. И поскольку он находится в Перечне недвижимых объектов культурного наследия Уфы, сносить его не имеют права. Он лежит на линии гостевого маршрута, поэтому многие гиды используют его как объект показа на экскурсиях: «Уфа архитектурная», «Уфа поэтическая», «Тайные знаки нашего города». Да и сами жители «заколдованного островка» переезжать отсюда никуда не хотят.
- Моя мама говорит, что, если бы жила в девятиэтажке, долго бы не прожила. Она плохо ходит, а здесь всегда можно выйти посидеть на крыльце, подышать свежим воздухом, - заметила жительница дома №22/2 Наталья Константинова.
А мне кажется, что, лишая себя возможности полюбоваться на старинные дома (каждый - плод индивидуальной фантазии) и изо всех сил стремясь к многоэтажному идеалу, мы теряем что-то очень важное. В парадигме дом - работа - стандартные развлечения (на нестандартные чаще всего не хватает времени и сил) вкус жизни становится тоже каким-то стандартным, к тому же употреблять его надо быстро. И только забредя в подобный уголок, вспоминаешь, что жизнь может быть совсем другой: пусть заказывать наличники по индивидуальному проекту и высаживать во дворе сирень теперь - невиданная роскошь, можно вспомнить, что раньше люди, чтобы развлечься, играли в шарады и ставили домашние спектакли, читали книги, чтобы было о чем поговорить… Что и сегодня можно попробовать сделать свою жизнь более индивидуальной и творческой. Разве что вот вернуть былую неспешность уже не получится.
Екатерина КЛИМОВИЧ.
katrina_1978@mail.ru
Фото Риты ИШНИЯЗОВОЙ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий