А ты подписался на нашу газету?
 
» » Арпеджио Водоворот

Арпеджио Водоворот

Автор: cmanager от 12-07-2018, 15:29
Арпеджио ВодоворотЧто остается потомкам от искусства пианиста-виртуоза? Записи концертных выступлений. Но если концерт прозвучал 150 лет тому назад? Лишь отблеск былых восторгов публики на страницах газет, в воспоминаниях современников, в письмах и дневниковых заметках. Арпеджио водоворот пространство вы-гнул и разбился на мельчайшие осколки…
В 1868 году неведомый корреспондент «Уфимских губерн-ских ведомостей» в деталях рассказал о состоявшемся в зале дворянского собрания «Концерте девицы Веры Тимоновой в пользу жителей северных губерний, страждущих от голода». Я не ошиблась: именно так была написана фамилия Веры Вик-торовны Тимановой, уроженки нашего города, блиставшей на сценах лучших театров Европы и даже при дворе турецкого султана.
Статья множество раз цитировалась, именно из нее почерпнуты сведения о первых шагах Верочки на поприще музыки.
«Когда В.Т. было три года, мать заметила в ней необыкновенный слух, по нескольким песням, которыя она пела совершенно верно; это дало ей повод думать о музыкальных способностях своей дочери и, едва дождавшись 6-летняго возраста, в 1861 году, мать пригласила Г-жу Игнатович давать ея дочери уроки музыки. Под руководством Г-жи Игнатович, занимаясь до 1863 года, В.Т. могла выполнять уже довольно бегло и отчетливо композиторов Гюнтена, Бейера и других известных авторов, и начала уже этюды Краммера. В том же году приехал в Уфу Г-н Новицкий; Г-жа Игнатович, узнавши его методу преподавания и игру, посоветовала М.А. пере-дать ему дальнейшее музыкальное воспитание ея дочери, что и было сделано, и с того времени, занимаясь систематически, В.Т. еще более делала успехов, так что в 1865 году, 21 Января, она могла уже дать концерт в городе Уфе, на котором исполнила концерт Моцарта, сочинения Шопена и Калькбреннера».
Вера родилась в 1855 году в семье небогатого дворянина Вик-тора Михайловича Тиманова и Марии Алексеевны, урожденной Мисайловой. Отец, выпускник Казанского университета, служил в губернском правлении, имел чин коллежского асессора. Это VIII класс в Табели о рангах с жалованьем 135 рублей в год. Вере было пять лет, когда он умер от чахотки. В семье четверо детей, она старшая. Мария Алексеевна осталась вдовой в 24 года. Надо думать, что пенсия «по утере кормильца» была все же достаточной, чтобы сводить концы с концами и оплачивать уроки музыки.
О госпоже Игнатович практически ничего не известно, кроме первой буквы имени «М.». О Людвиге Казимировиче Новицком можно сказать подробнее. Он окончил Варшавскую консерваторию, был незаурядным пианистом, дирижером, композитором. В 1863 году оказался в Уфе. Ясно, что ссылка была связана с участием в Польском восстании.
В судьбе юной пианистки принял участие уфимский богач, зо-лотопромышленник и меценат Базилевский. Вера училась в Петер-бургской консерватории, затем в «Школе высшей игры» Таузига в Берлине, брала уроки у Антона Рубинштейна, год провела у Ференца Листа в Веймаре. Последнее ее выступление в Уфе было в 1896 году, а самый последний выход на сцену состоялся в возрасте 82 лет в концерте памяти Рубинштейна. Умерла страшной зимой 1942 года в осажденном Ленинграде.
Но пока ей тринадцать лет. Серые глаза смело смотрят в буду-щее, маленькие руки с длинными пальцами готовы по многу часов отрабатывать каждый пассаж, и кажется, что счастье и успех ждут за следующим изгибом дороги. Арпеджио водоворот искрится на солнце.
«С теплым сочувствием встретило наше Общество объявление об этом благотворительном концерте; во-первых, потому что вспомо-ществование бедствующим нашим братьям воодушевляет теперь все наше Отечество; во-вторых, по удачному назначению дня для концерта - дня светлаго и великаго праздника на Руси, где большие праздники всегда знаменуются делом благотворения; и, в третьих, по живому интересу, с которым ожидает наша публика послушать даровитую урожденку нашего города, которая изумляет ранним и сильным, не по летам, развитием своего музыкальнаго таланта и весьма много обещает в будущем», - написано далее в «Уфимских губернских ведомостях».
Стоп. Что за праздник приходился на 19 февраля по старому сти-лю? Оказывается, это был понедельник второй седмицы Великого поста. Но разве в Великий пост дозволялись публичные концерты? Или сыграло роль то, что он был благотворительным? Не знаю.
Теперь об ударении в фамилии Тимановых. Она происходит от редкого имени Тимон греческого происхождения, и ударение в ней смещается, похоже, как в паре Симон - Симонов. Мы сейчас произ-носим эту фамилию с ударением на втором слоге – Тиманова. Но если это так, не было бы и разночтений в написании. Уфимцу сере-дины XIX века, наверное, виднее (и слышнее).
И несколько слов о результатах благотворительной акции: «Со-общаем подробный отчет, доставленный нам М.А. Тимоновой: продано билетов по 1 р. 50 к. 111 штук, на 160 р. 50 к.; детям и вос-питанникам учебных заведений по 50 к. 35 штук, на 17 р. 50 к. Всего 184 р. (Примечание: Воспитанники, участвовавшие в концерте, были в концерте бесплатно). Израсходовано на устройство концерта: освещение 17 р., прислуге клубной 8 р., за напечатание афиш и билетов в типографиях Пекера и Блохина 8 р. 25 к., за переноску двух роялей в Собрание и обратно и за настройку их заплачено Дьячковскаму 10 р., за эстраду Г-ну Гилеву 8 р., за перевозку сту-льев и другия мелкия издержки 4 р. 75 к. Итого 56 р. Осталось за расходами 128 р., которыя отправлены по назначению в Пятницу 23 Февраля».

Анна Маслова.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий