А ты подписался на нашу газету?
 
Наш на все 100

Почему помешался Дон Кихот

Автор: master от 10-09-2015, 01:24
Почему помешался Дон КихотТрудно сказать, как бы сложилась судьба пушкинской Татьяны, не прочти она в свое время романы Ричардсона и Руссо. Воздействие литературы на формирование идеалов общеизвестно. А может ли она влиять на историю социальных групп, сословий или народов? Этот вопрос мы решили обсудить с кандидатом исторических наук, заведующей лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени М. Акмуллы Татьяной Леоновой, в сферу научных интересов которой входит интеллектуальная история.
- Тот тип мужчины, который сформировался у нашей героини, имел место в действительности или это плод фантазии авторов?
- Безусловно, в творчестве любимых писателей Татьяны нашли отражение идеи романтизма, которые были присущи западноевропейской культуре того времени. Отправная точка, по моему глубокому убеждению, всегда реальная жизнь, преломленная в литературе, которая может служить подражанию, возникновению идеалов, наконец, может изменить поведение любых сословий и индивидуумов, а, значит и историю. Даже далекое прошлое свидетельствует о таком воздействии литературы на личность, на ход истории.
- Что бы вы могли привести в качестве примера?
- Всем известно описанное Сервантесом «помешательство» Дон Кихота на рыцарских доблестях и учтивости. Для общества XVII века это было уже комично, так как рыцарство само по себе было прошлым не только в Испании, но и во всей Западной Европе. Однако в XII – XIII века и даже в XIV веке над таким поведением никто не смеялся, тем более, если так поступал король. Рыцарский кодекс поведения никогда не существовал как документ. Но присутствовала обширная эпическая литература в виде «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», в романах о рыцарях Круглого стола и короле Артуре, наконец, в поэтическом цикле трубадуров и труверов. Обаяние модели поведения, воспетой в них, привело к возникновению культа рыцаря, который пытались внедрить хотя бы в свое окружение короли Англии и Франции. Эдуард III в XIV веке пытался воссоздать общение выдающихся рыцарей короля Артура. По его заказу был изготовлен круглый стол с раскрашенными секторами, с соответствующими именами легендарных рыцарей. Долгое время этот стол выдавался за подлинный. А главным в этом сюжете было то, что на основе литературных произведений была создана новая модель придворной жизни. Современника этих событий французского короля Жана Доброго можно назвать предшественником Дон Кихота. Во время Столетней войны он вступил в бой при Пуатье с англичанами. И этот бой он провел, можно сказать, по книжным стандартам поведения идеального рыцаря. И проиграл, с печальными для Франции последствиями. Жан торжественно сдался в плен, правда, в Англии его встретил не менее рыцарственный король. Коронованный пленник, согласно представлениям о благородном обращении с побежденным, жил и столовался во дворце Эдуарда III.
- В современной исторической науке есть направление, в основу которого положено изучение феномена влияния литературы на человеческую жизнь.
- Да, микроистория сформировалась в Италии в конце XX века. Именно этот вариант мы использовали в работе студенческого Клуба исторической реконструкции, сняв научно-образовательный фильм «Меноккио, или «У каждого свое ремесло» на основе исторического исследования Карло Гинзбурга о жизни мельника по прозвищу Меноккио из глухой провинции Фриули. Вернее, его еретических идей. Этот простой человек, современник бурных событий европейской Реформации XVI века, оказался книгочеем. И, как выяснилось, он не был одиночкой и пользовался в обмен книгами других таких же интеллектуалов от сохи. Прочитанное, начиная от Библии и до книг средневековых путешественников (например, «Путешествия Джона де Мандевиля»), подтолкнуло его к необыкновенным мыслям о мироздании. Если его современник Джордано Бруно выдвигал еретическую идею множественности миров, то в голове простолюдина из его литературного багажа родился образ сотворения мира в виде сырной массы, в которой ангелы, как черви, сотворили мир земной. И тот, и другой удостоились внимания инквизиции и признания своих идей на ее костре. Наш фильм воссоздал окружающий мир народного вольнодумца Меноккио и реконструировал его идеи, которыми он охотно делился не только с односельчанами, но и отцами – инквизиторами. Эти исторические примеры говорят не только о возможном и реальном воздействии доступной литературы, но и о том, что оно всегда ограничено социальными барьерами, в которых находились реальные персонажи истории.
- В наше время, когда социальные сети все больше участвуют в формировании сознания и влияние литературы на умы сведено к минимуму?
- Оно утратило свое абсолютное значение, в том числе и потому, что мы черпаем информацию из разнообразных источников. Но интеллектуальная история пишется каждый день, а ее плоды смогут оценить только будущие поколения.
Светлана ЯНОВА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий